capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Русский Карнеги (часть II)

ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Простой подсчет показывает, что у нас на одного работающего человека приходится 12-14 паразитов: шесть ближних (мужья, жены, родители, дети, дяди, племянники) и восемь дальних (льготники, пенсионеры, ветераны). Отсюда возникают две темы: как избавиться от паразитов и как СТАТЬ паразитом.

У второй темы найдется в 12-14 раз больше слушателей, соответственно, покупателей книги. Поэтому начнем с нее.

Если настаивать – на чем бы то ни было, – то рано или поздно все вам поверят и даже назовут вас стойким борцом за убеждения. Так вот, если монотонно, изо дня в день повторять, что работать вы не можете, то настанет день, когда вам прекратят предлагать устроиться на работу.

За ним – день, когда поверят, что должны вас, в связи с этим, материально поддержать.

Затем – день, когда это будут считать своей святой обязанностью, и с этого дня вы сможете проводить в жизнь идею, что содержать вас нужно не абы как, а на достойном уровне. Все равно, чем вы это будете мотивировать.

Самые распространенные мотивировки: 1. Работать мне нельзя, потому что я – творческая личность. 2. Работать мне нельзя, потому что я нежен и прекра¬сен, а жизнь на работе груба и вульгарна. 3. Работать мне нельзя, потому что я произошел от аристократов. 4. Работать нельзя, потому что я – неудачник и все равно ничего не заработаю, лишь потрачу деньги на проезд. 5. Работать мне нельзя, потому что Я – это Я.

А можно ничего не говорить, ничего не доказывать, просто молчать. Это производит инфернальное впечатление, окружающие начинают двигаться в два раза быстрее. У нас не привыкли к тому, что кто-то что-то молча делает (или не делает).

Есть паразиты, узкоспециализированные. Специализирующиеся, например, не на родственниках, а на любовниках и любовницах или причисленные к свите состоятельных людей. В последнем случае просто молчать, как правило, не получается, нужно говорить и вообще имитировать бурную деятельность, со¬здавая иллюзию того, что деньги платят за что-то (так раньше на совпредприятиях были меланхоличные бездельники и деятельные). У деятельного бездельника больше возможностей для спектакля на тему о том, что его недооценивают; больше простора для интриг и плевания в колодец, откуда они сами же пьют. Но, в общем, выбор позиции – активной или пассивной – зависит скорее от врожденных наклонностей и темперамента.

Самое большое препятствие к превращению в паразита – парадоксальная любовь к содержательной деятельности (действие – продукт – оплата). Если, к вашему несчастью, вы действительно очень любите делать табуретки и про¬давать их, вам трудно будет стать паразитом. Но, с другой стороны, все про¬ходит. И мы видим, что человек, который еще несколько лет назад что-то любил делать, уже поет песню о том, что «в этой стране все бессмысленно, труд не оплачивается» (как будто в Китае что-то не бессмысленно, а капиталист и его рабочий – братья навек).

Слыша это, мы должны знать – человек уже сделал решающие шаги на пути превращения в паразита. Остановка за малым: найти того, к кому он сможет прикрепиться.

Почему те, кто что-то делает, имеют паразитов? Очень просто и понятно исторически. Те, кто что-то делает, имеют немного денег. После работы они хотят отдохнуть и расслабиться. Но возможности для отдыха (исторически) у нас ограничены. Лучший и единственно возможный отдых в наших глазах -это блуд, пьянка и треп. Пропивают деньги с паразитами. Блудят с паразитами. Трепаться ходят к паразитам и покупают им за это шоколадки и игрушечки.

Почему нельзя пойти просто так? Потому что работающие люди неуве¬ренны в себе и чувствуют себя в мире паразитов неполноценными. Они не верят, что их можно любить просто так. Трепаться с ними просто так («Я иду отнимать ценное время у людей! Нужно им это компенсировать».) Они при¬вычно оплачивают все свои развлечения от мелких до мельчайших, компенсируют Очень Важным Персонам (паразитам) те Жертвы, которые Паразиты им принесли (милостиво поделились своим драгоценным обществом).

Паразитов больше и они Гуру. Когда Ваня живет на содержании у Пети, он чувствует себя вправе его поучать и третировать, и немудрено – он умнее, ловчее, предприимчивее Пети, ибо перехитрил его: Петя вкалывает, а Ваня ничего не делает, но живет на Петины деньги. «Я – барин, а ты – раб, – вещает Ваня. – Так уж заведено. Ничего не поделаешь. Учись, пока я жив, а то до смерти будешь пахать».

ДРУЗЬЯ НЕ ОСТАВЯТ В БИДЭ

«У тебя не друзья, а собутыльники!» – «И у тебя тоже.»

Все наши упреки, подначки и оскорбления легко обратимы: «Сам такой!» Да, у всех нас не друзья, а собутыльники.

Даже, когда мы не пьем.

Все наши дружеские обещания носят необязательно-хмельной характер. 'Да ведь ты же мне обещал!» – «Когда?» – «Да тогда вот...» – «А! Да. Но я не смог. Забыл.» И все. И – на худой конец: «Да что я, нанялся к тебе, что ли?» (Или, по-модному: «Ты меня используешь».)

Мы любим таскаться в гости, пить с друзьями водку, сок, вино, чай, кофе, спрайт, фанту, самогон. И сутками трепаться ни о чем. Мы ценим теплую ауру деятельного безделья в кругу знакомых рож, возможность обсудить проблему выеденного яйца, сочинить экспромт, короче говоря, театр семи-восьми актеров.

Что может еще дать дружба? Ничего.

Нет, она еще может отнять кучу времени, которое бы посвятить делам (но какие у нас дела; у нас – делишки); годы жизни, проведенной за болтовней с друзьями; здоровье, утонувшее в литрах спрайта («Ты почему не пьешь? Ты нас не уважаешь? Тогда тебе – штрафную.»); веру в людей, ибо Витек мне обещал, а я ему верил, а он не выполнил обещание...

О подругах говорить нет смысла. Подруги – они типа отрицательных чисел в математике. Понятие о подруге вводится умышленно, с целью потом оперировать этим понятием. «Верная подруга» – это все равно, что минус один умноженное на восемь. Равняется минус восьми. Именно к верным подругам уходят обычно наши мальчики. Мужья к ним не уходят. На этапе мужей с подругами обычно уже покончено.

И все же, есть ли польза от друзей в науке Русского Карнеги? Есть.

Друзья распускают о нас слухи.

Из-за них одна соблазненная нами женщина превращается в женский ба¬тальон. Одна написанная книга – в библиотеку. Одна выкуренная сигарета – в пачку. Со слов друзей мы незаслуженно везучи, развратны и осыпаны дарами судьбы, которых явно не заслуживаем ввиду того, что бездарны, порочны и безумны. Именно друзья первыми завистливо подсматривают росток удачи и поливают его обильными речами. И потому друзей следует иметь, да побольше.

В Америке хорошим считается человек, у которого есть собака; у нас – человек, у которого есть друзья. Много-много маленьких друзей. Больших – не надо. Много маленьких языков действуют лучше и быстрее, чем один высокопоставленный друг, который тоже ведь не помогает нам подняться. «А я думал, что мы с Иван Иванычем Бугровым – друзья.» – «Да какие вы друзья. Вы просто собутыльники».

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ

К вечным вопросам «Кто виноват?» и «Что делать?» прибавился еще один: «Почему не платят зарплату?»

Вопрос этот важный, потому что, в сущности, здесь – посягательство на основы бытия.

Полностью он звучит так: «Почему на моей милой, славной работе, где я так славно ничего не делаю, мне не платят денег?» Речь идет о нарушении круговорота национальных веществ, ведь если выдернуть одно звено, полетят и остальные. Пожалуй, дело дойдет до того, что и люди перестанут ничего не делать, возьмутся за дело и тогда уже точно наступит конец света.
Представляете, что будет, когда наши люди начнут совершать движения? Они просто все поломают.

Так и получается. Некоторые уже ушли с предприятий, где не платят, пода¬лись в другие места, при этом поломали жизнь как свою – ибо они несчастли¬вы – так и всем, с кем соприкасаются по роду своей деятельности. И за это все остальные их осуждают, смеются над ними и не спешат последовать их примеру.

Правило РУССКОГО КАРНЕГИ № 1 звучит так: УЧШЕ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ И НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАТЬ, ЧЕМ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ И ПОЛУЧАТЬ.

Объяснять, почему? Кажется, уже объяснено. Можно лишь дополнить.

Наши люди, как правило, имеют дело не с деньгами, а с мечтами о них. Зарплата важна не поскольку это деньги, а поскольку это – ЗАРПЛАТА. Как нашим предкам-крестьянам, живущим с натурального хозяйства, было приятно ЕЩЕ иметь и ДЕНЬГИ, добываемые, допустим, ремеслом, – точно так же и нам, их потомкам, приятно нести в кармане 10-20 рублей ПОТОМУ ЧТО. А не затем, что без них он умрет. Не умрет, конечно. Просто, с ними – приятнее. Но если дело в этом, то купюру можно получить и другим способом.

Многие режут электропроводку и продают ее. Вырученные деньги, конечно, тратят не на еду. Это не стоит объяснять снова и снова. Другие шьют. Третьи выпрашивают. Четвертые выигрывают: У пятых, которые им проигрывают. Пятые находят на улице.

В основном все получают в подарок. Дарят, тоже в основном, те, кто эти деньги делает. Нужно только подружиться с соответствующим человеком, например, директором банка.

ФУНКЦИЯ НАШЕГО ИСКРЕННЕГО ИНТЕРЕСА К ЧУЖОМУ БОГАТСТВУ

Конечно, такая стойкая черта нашего национального характера, как пе¬дантичный, практический, журналистский интерес к чужой жизни – не так себе, а обусловлена какой-то веской причиной. Причина эта – национальная спо¬собность варить суп из топора. Объясняю на примере.

– Так, ну, вот идем мы с Толяном по Советской, а навстречу нам, прикинь прикол – Алла Пугачева. Ну, она меня, конечно, сразу узнала. И так просто, без всякого, этого, ты знаешь, говорит: «О, здорово, Вася. А я тут проездом. Пошли ко мне в гостиницу. А там – номер «люкс», шампанское и море цветов»...

Рейтинг величественных мечтаний превышает рейтинг ординарных дости¬жений. Точно так же любое прикосновение к жизненному успеху, известности, богатству прибавляет весу тому, кто прикасался.

Степень весомости № 1. Мой знакомый был на концерте Пугачевой.

С.В. № 2. Я был на ее концерте.

С.В.№ 3. Мой знакомый журналист разговаривал с А.Б.

С.В.№ 4. Мой знакомый лично знаком с А.Б. и был у нее в гостях (история о встрече, о шампанском могла ведь происходить не с самим рассказчиком, а с его знакомым, но для пущей легкости повествования эта подробность опускается).

С.В. № 5. Мой знакомый работал с А.Б. На подтанцовке.

С.В. № 6. Я видел личные вещи А.Б. Например, ее автомобиль, ее гитару.

С.В. № 7. Я видел А.Б. очень близко, ну вот как сейчас вижу тебя. (Лично я видела, как человек звонил в другой город, чтобы сообщить, что рядом с ним в ресторане сидит Кобзон).

С.В. № 8. Я разговаривал с А.Б. Она спросила меня, как пройти туда-то. (Это очень высокая степень причастности. Она переводит рассказчика уже в какую-то иную категорию. После этого его могут повысить по службе или с ним переспит самая красивая девушка в городе.)

На той стадии, когда человек уже ходит к А.Б. в гости (например, работая на почте, носит ей телеграммы), он просто бросает прежнюю жизнь и на вполне законном (с нашей точки зрения) основании обзаводится новыми знакомыми (рангом повыше), меняет манеру одеваться и причесываться, пищевые привычки. Вариант: уходит в жестокий запой и начинает размышлять о бренности бытия.

Любой отблеск звезд питателен с точки зрения того, на кого этот отблеск упал. Питателен в отношении карьеры, жизненного успеха, авторитета в глазах окружения.

ТВОРЧЕСТВО

Все мы – очень творческие люди. Нельзя больнее ранить нашего человека, чем сказать ему, что он неспособен написать пьесу. Скрыв тяжкую обиду, он величественно ответит:

– Я? Я могу. Но не хочу.

В плане «творчества» все всё могут. Но не хотят.

Уверена, что для среднего англичанина или зулуса нет ничего обидного в предположении, что он не может писать картины маслом или организовать «группу».

Типичный случай из жизни. Редактор радиопрограммы, посвященной творчеству, берет интервью у приглашенного человека и говорит в эфир:

– Дорогие друзья! Мы пригласили к нам хорошего человека. Правда, он не творческий, но все равно хороший парень.

Приглашенный, разумеется, обижается и заявляет:

– Я написал восемь книг и первый в стране покрасил волосы в зеленый цвет, и хожу босиком по главной улице города; я основал свою партию «Дети Хатыни – детям Хиросимы». Что еще мне нужно сделать, чтобы считаться творческой личностью?

После передачи ему говорят:

– Творческая личность должна иметь свою «группу». Только те, кто имеет «группу» – сегодня считаются творческими людьми. Специфика нашего национального характера состоит из двух составляющих: бунт в классе (плеваться из трубочки) и глубочайшая консервативность в сердцевине «анархии». Бунтовать по-взаправдашнему надо по правилам. Творчество – понятие, применимое к организаторам «групп». Нарушать канон следует в соответствии с каноном, описывающим правила нарушения канона.

Между прочим, творчество, которое, разумеется, есть нарушение канона по правилам, отсутствующим в своде правил нарушения канона, абсолютно не вписывается в заданное представление о творчестве и творческой личности. Поэтому тех, кто на это решается (творить), творческими личностями никто не считает.

Их считают шизофрениками.

Кем же, в таком случае, считают шизофреников?

Когда они лечатся абсолютно официально, их считают хорошими, здоровыми людьми, которым в жизни крупно не повезло и которых окружающие «довели».

Когда они не лечатся (такое бывает сплошь и рядом) их считают хорошими ребятами, стойкими борцами, творческими личностями, строгими родителями (избивал дочь ручкой от лопаты в воспитательных целях), алкоголиками, заботливыми матерями (за всю жизнь ни разу не улыбнулась, мотивируя это тем, что мало денег).

Подлинных шизофреников, в медицинском смысле слова, во-первых, ужасающе много. Во-вторых, обычные люди не знают, да им это и ни к чему, как отличить подлинную шизофрению от того, что они желали бы ею считать.

По их мнению шизофрения – это то, что ненормально, то есть редко встречаемое. Редко встречаются у нас: отзывчивость, способность помочь бескорыстно. Порядочность в примитивном, библейском смысле слова (не пожелай жены ближнего, его вола и осла). Редко встречается любовь к работе. И творчество. И потому все, кто допускает все это в своем поведении, очень быстро завоевывают репутацию шизофреников.

Почему же большинство людей так упорно цепляется за репутацию твор¬ческих, культивируют для самих себя мысли о том, что никто другой, как они сами – творческие?

Ближайшая причина описана в главе «Паразитология». «Творчество» – одна из причин паразитировать на ближних.

Вторая причина: «творчество», то есть возня с песочком, красочками, выдумывание «сценариев» приближает жизнь к идеалу, предписанному наукой Русского Карнеги: уподобляться детям. Хотя в жизни детей, конечно, нет ничего творческого, вся их возня – это чистое подражание жизни взрослых, приближение к наблюдаемым образцам.

Возня – альтернатива конструированию, «мне надоело» в противоположность «надо». Разреветься и убежать домой к маме – альтернатива к «вступить в схватку и победить (или проиграть)». «А ну его на фиг» – противоположность «я поставил цель и должен ее добиться».

Мы очень любим хвалить в глаза тех, кто ставил цели и добивался их; боролся с трудностями, не отступая; строил, строил и строил.

Похвалим, потом хихикнем, плюнем и подумаем: «А все-таки я прожил лучше, веселее. И не напрягался. И все у меня было. И вообще, напрягаться -пошло. Еще подумают, что мне чего-то надо». И хихикнем. И еще тому, кто напрягался, выдадим парочку остроумных реплик про коней, которые дохнут от работы, и про то, что его достижения – херня. Вот наши... Он табуретку сделал, а мы медитировать научились. Медитировать – круто. А табуретки делать – так себе. Мы бы тоже могли. Мы получше него их делаем. Мы просто не хотим. Больно надо.

Tags: Психология
Subscribe

  • Русский Карнеги (часть IV)

    КАК ПЕРЕЖИТЬ УХОД ГОРЯЧО ЛЮБИМОГО СУПРУГА Самые умные уже поняли, что корень наших представлений об удачной жизни, об успехах идет от…

  • Русский Карнеги (часть III)

    КАК ПРАВИЛЬНО КРИТИКОВАТЬ Существует два основных способа правильной критики. Первый: не критиковать вообще, только хвалить. Второй…

  • Русский Карнеги (часть I)

    Материал предоставлен [Unknown LJ tag]. Эта книжечка рождалась ровно 10 лет назад. Чтения, о которых говорит в предисловии Ярослав Гребенюк…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments