capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

С днем рождения, театр!

Можно любить Луганск, можно его презирать (за пыль, грязь, «людей с донбасским характером»), но нельзя отнять его истории, куда вплетается и жизнь нашего театра кукол (а ведь не в каждом областном центре Украины есть свой кукольный театр)!
У Луганского областного театра кукол тоже скоро юбилей. Пытаясь идти в авангарде, опередим события и расскажем о 70-летней истории этого театра.

Всю жизнь – дергая за ниточки


Сцена. На ней поют, поют о любви. Меладзе? Нет. Авраам Руссо? Нет, поют две маленькие-миленькие куклы-обезьянки. Вернее, поют актеры, этими куклами управляющие. К сожалению, сейчас мало кто помнит песни А. Вертинского. Обезьянки исполняют именно его песню «Минуточка». Такой мини-спектакль поставил в свое время знаменитый Сергей Образцов в своем театре кукол.
Вообще об истории кукольного театра можно говорить и писать бесконечно много интересного. Можно рассказать, когда и где он возник, рассуждать о марионетках, о нашем знаменитом украинском «Вертепе», о не менее известном Петрушке и его аналогах – турецком Карагезе, французском Полишинеле.
Считаю нужным напомнить читателям о некоторых сюжетах вертепа. То, что это было рождественское представление знают, наверное, все. Но были там и бытовые сценки. Украинский историк Н. Маркевич собирал сценки представлений вертепа. Вот эпизод одного из таких бытовых сюжетов (цит. по изданию «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, Спб, 1892 г., статья «Вертепъ»): Главный герой пьесы – запорожец. «Нарядный казакъ с умысломъ выведенъ вымирающимъ типомъ, съ грустью вспоминающим лихую старину. Он дурачится надъ ворожеей-цыганкой и надъ жидом, котораго казакъ отдаетъ чорту. Казакъ с чортом обращается какъ съ равнымъ и въ этом вновь рисуется его смелость: онъ даже булавой понукает чорта скорее убрать жида».
Т. е. сюжеты были самые разнообразные. Но всегда был человек, который стоял за ширмой и эти сюжеты озвучивал, разыгрывал, заставлял куклу двигаться и говорить. Иными словами, заставлял куклу оживать.
Профессия «кукольник» (актер кукольного театра) – интереснейшая и редкая. Счастлив тот, кто с детства прикоснулся к ней. Не знаю, как Вы, а я помню свое первое посещение театра кукол. Это был день моего рождения. Мне исполнилось 5 лет, и родители повели меня на спектакль о грязном поросенке, который не хотел мыться. На 10-ой минуте спектакля я стала кричать и плакать, требуя, чтобы поросенка отмыли. Рядом начали подвывать другие дети.
Да, великая сила искусства проняла меня до печенок! Родителям пришлось выводить меня из зала и объяснять, что поросенка скоро помоют. Родители представляли, что артистам, возможно, сложно удержаться от смеха в данной ситуации. Успокоенная, я досмотрела представление до конца.

Юные годы Ворошиловградского театра кукол

Как и у каждого человека, у нашего театра кукол есть свой день рожденья. Это 29 марта 1939 г. Интересное совпадение: в том же 1939-м возник и русский драмтеатр г. Ворошиловграда. У истоков юного театра кукол стояли актеры Ворошилов градского ТЮЗа и участники художественной самодеятельности одного из Домов творчества. Театр кукол «прописался» в Доме пионеров (по ул. Ленина, 20, где и был ТЮЗ).
Но активные гастроли по области не прекращались вплоть до начала ВОВ. В школах и детских садах ребятишки радостно встречали сказки-спектакли «Кот в сапогах», «Вождь краснокожих» по О. Генри, «Сказку про Царя Салтана».
Более того, осенью 1939 г. Ворошиловградский театр кукол посетил с гастролями – г. Сталинград (ныне г. Волгоград).
К сожалению, в Госархиве Луганской области (ГАЛО) сохранились единицы дел по театру кукол периода ВОВ. Достоверно известно, что театр в годы войны практически не работал. И лишь к 1946 г. удалось возобновить его спектакли. Тогда маленькие зрители увидели спектакли «Три поросенка» и «Гусенок».
Именно после ВОВ театр по-настоящему развернул свою деятельность. Луганская пресса живо интересовалась постановками театра кукол. В принципе, как и сейчас. В ГАЛО и в библиотеке им. Горького хранятся вырезки из газет с рецензиями на спектакли театра, подчас с очень хлесткими рецензиями (и это хорошо. Не надо пугаться критики. Если привыкнуть к патоке, обидно потом будет услышать справедливые оценки).
Итак, год 1950-й, газета «Ворошиловградская правда»:
«Работа театра страдает существенными недочетами, большинство спектаклей стоит на низком идейно-художественном уровне. Это можно сказать и о последнем спектакле «Финист Ясный сокол», поставленном режиссером Емельяновым... Большая доля вины за неудовлетворительную работу театра ложится на областной отдел искусств и его руководителя тов. Московченко. Театр в глазах отдела существует на положении пасынка. Театр испытывает много трудностей. На протяжении 5 лет в театре нет даже уборщицы, контролера, кассира. Все функции технических работников выполняют директор, бухгалтер, помощник режиссера и актерский состав. Театр имеет одну неисправную автомашину, которая не может вывезти актерский состав на гастроли».
Да, остается лишь восхищаться мужеством актеров, работавших в таких условиях!
В том же 1950-м в «ВП» напечатана хвалебная рецензия на удавшийся спектакль «Конек-Горбунок».
Отцы-основатели: кто они?

Театру кукол всегда везло на режиссеров и актеров. У истоков театра стояли: режиссер М. Хохлов, актеры Д. Генсталь, Г. Леонова, Л. Кривозубова, О. Воскресенский, Л. Столярчук...
О них упоминается в газетных рецензиях, статьях о театре кукол. Иногда эти статьи пишут сами режиссеры Ворошиловградского театра кукол. В начале 1960-х должность главного режиссера по очереди занимали Б. Симонович и В. Ващаев.
«Мабуть, немає в області такого населеного пункту, де б не побував наш театр. І всюди діти чекають його з нетерпінням.
Зараз за плечима колективу 120 п'єс, які подивилися близько 4 мільйонів юних глядачів на сцені i біля екранів телевізорів.
Надовго запам'ятовуються дітям ляльки, зроблені за ескізами головного художника театру А. М. Чеверноженка». (В. Ващаєв, «Прапор перемоги», 20 липня, 1965 р.).
В 1960-х гг. в репертуаре театра – пьесы советских авторов С. Маршака, С. Михайлова, К. Чуковского. Театр ежегодно показывал около тысячи спектаклей, которые посещали 300 тысяч зрителей. («Справка о состоянии культурно-просветительской работы в Луганской области», для служебного пользования; 1966 г.)
В 1960-1970-х театр кукол побывал с гастролями в Ростове-на-Дону, Днепропетровске, Днепродзержинске, Кривом Роге... На суд зрителя были представлены самые удачные спектакли: «Репка», «Сэмбо», «Аленький цветочек», «Кошкин дом», «Кукла наследного принца» («Три толстяка»).
В 1976 г. в театре появился новый главный режиссер. Новый режиссер, но не новый человек в театре. Это был Анатолий Моисеевич Чеверноженко, который с 1951 г. работал в театре кукол художником.
А. М. Чеверноженко, уроженец Луганщины, выпускник Львовского художественного училища, открыл новую эру в театре. Анатолий Моисеевич был удивительным человеком. Любил охоту, собак, любил фотографировать, выращивать цветы.
Будучи талантливым художником, стал пробовать себя в режиссуре. Получалось столь удачно, что А. М. Чеверноженко поехал на стажировку в Москву. Два года на курсах режиссеров в Центральном государственном театре кукол с самим Образцовым – что-нибудь да значит!
Вернувшись домой, А. М. Чеверноженко энергично принялся за постановку новых спектаклей. Почти все они получились маленькими шедеврами. В спектаклях «Колобок», «Заячья школа», «Золушка», «Люблю ромашки», «Сэмбо», «Золотой цыпленок» были заняты актеры, которые и поныне являются гордостью театра. Это супруга Анатолия Моисеевича Валентина Тимофеевна Чеверноженко, Е. Маркова, Л. Замелан, Н. Брежнева (сейчас – журналист «Молодогвардейца»).
Анатолий Моисеевич отдал театру долгие годы жизни. В 1996 г. заслуженный работник культуры Украины Чеверноженко отошел от дел. В 2000 г, художник-режиссер скончался. Но его детище – театр живет.

Зрелые годы театра: здравствуй дом!

1995 г. стал для театра кукол очень радостным: он наконец-то получил свой дом. Позади статус «передвижного театра», бесконечные выездные спектакли, позади то время, когда театр на правах приживалки ютился то в здании филармонии, то в ДК «Строителей». Актеры отныне не должны подстраиваться под чей-то график, репетировать урывками, по углам, где придется.
Новый дом придал театру вес, солидность, респектабельность. Он знаком каждому луганчанину. Построенное здание украсило город и стало по-настоящему удобным для актеров. Оно напоминает сказочный замок, украшенный фигурками героев сказок. Начало строительства относится к 1988 году, когда директором театра была Л. Потапова; но некоторое время «сказочный замок» был долгостроем. Окончание строительства здания для театра многие луганчане ставят в заслугу тогдашнему мэру А. Данилову. И это мнение справедливо.
Новоселье актеры отметили спектаклем «Золотой цыпленок»
После ухода А. Чеверноженко глав-режиссером театра (и одновременно директором) стала Ирина Морозова. А в 1997 г. в театр пришел новый директор – С. Терновой и новый главный режиссер – Е. Ткаченко.
Лучшими постановками театра за последнее десятилетие стали: «Снежный цветок», «Сестра моя, Русалочка», «Голый король», «Голубой щенок», «Кот в сапогах», «Шинель», «Журавлиные перья», «Бык, Осел и Звезда».
Эти и другие постановки театр кукол представлял на конкурсах «Інтерлялька», «Лялькові зустрічі», «Золотий Телесик». Представлял и побеждал.
«Шинель» и «Панночка» (по «Вию» Н. Гоголя) – постановки для взрослых, поэтому не стоит мыслить узко, что театр кукол – только для детей.
«Что день грядущий нам готовит?»

По сугубо субъективным причинам остановлюсь несколько подробнее на спектакле «Голубой щенок». Вот как вспоминает о нем Е. Ткаченко («Наша газета», 11.04.98 г.):
«В свое время С. В. Образцов не рекомендовал мне эту пьесу: «Она расистская». Действительно, там Голубой щенок обретает мир и покой, когда моряк Джон привозит его на остров Голубых собак. Я пьесу перекромсал, отрезал безжалостно весь конец. Осталось главное – право на индивидуальность. Герой – не такой, как все, поэтому его отторгают. И он, маленький, совершает поступок: поняв, что из-за него маме будет плохо, уходит в никуда. Наверное, это моя тема, и очень больная: эта пьеса против стада».
Как ни крути, сказано хорошо. И пусть какой-нибудь Фрейд решает, почему я выбрала именно этот отрывок из многочисленных интервью Е. Ткаченко. Мне остается лишь добавить в качестве курьеза или жизненной правды, что один папа (не из простых смертных) был дико против похода своего чада на спектакль с «провокационным» названием: «Голубой Щенок». И вправду: кто о знает, этих Виктюков, думал папа, с чего это Щенок – и вдруг «голубой»
Слава Богу, у работников облуправления культуры хватило тогда ума не пойти у него на поводу (я же говорю: папа не из простых смертных) и не переименовать спектакль. А то был бы «Белый щенок», «Синий щенок» или «Красный щенок» (коммунист, что ли) или «Помаранчевый» (нет, это я преувеличила. Дело было в 1999г.).
Если же перейти к субъектвным оценкам, то меня, например, настораживает увлечение театра кукол «живым планом» (это когда актеры сами выходят на сцену). Мне ближе куклы, такие себе аля Степашка и а ля Хрюша.
Тем не менее, В. Середа, Е. Винокуров, М. Гончаров, другие актеры передают свое мастерство новому молодому поколению артистов. Такие в театре есть.
«ВЛ» уже заглядывал в закулисье театра кукол г. Луганска (дело было год назад), узнав много нового. Так, например, отчимом актрисы Е. Марковой был О. Воскресенский, один из первых актеров этого театра. А журналист «Жизни Луганска» Н. Афанасьева-Селезнева – дочь актеров Луганского театра кукол. В детстве всегда хочется путь за кулисы театра. Некоторым это удается – они остаются в театре навсегда.
Напоследок, в предвкушении Дня рождения, пожелаем Луганскому областному театру кукол следующее:
1) всегда идти в авангарде, опережая время и радуя нас спектаклями;
2) к юбилею издать монографию или хотя бы брошюру об истории своего театра;
3) побеждать, побеждать и еще раз побеждать!
Анна Маркевич

P.S. Когда едешь в маршрутке или трамвае мимо театра кукол всегда радуется сердце! Столько детей разных возрастов, так много маленьких зрителей, которые займут места в зале. А их в театре – 300. Я думаю, театр всегда заполнен. А ведь это ночной кошмар актера – когда зал пустой или полупустой. Билеты в театр кукол стоят недорого. Поэтому хочется актерам в преддверии юбилея пожелать: достойной оплаты за достойный труд.

Маркевич А. С днем рождения, театр / Вечерний Луганск. – 2005. - №47(256). – С.20
Tags: Луганск, Фоторепортаж, культура, театр, текст
Subscribe

  • (no subject)

    лежала вчера без сна, и подумала: а ведь мне бесконечно повезло. я успела посмотреть то, о чем мечтала с детства: Египет и Камбоджу ( храмовый…

  • почему ничего не выйдет из

    этой затеи? 1. А кто хочет, чтоб получилось? кто в этом заинтересован?? то-то же. 2. ну и второе. Где вы в Лу столько людей, заинтересованных в…

  • Одноклассники

    Кажется, В.Д., наш местный журналист сравнил в одном из материалов сайт «Одноклассники» с интеллектуальным онанизмом и одновременно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments