capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Categories:

Евреи в Луганске

Пустившись по белому свету, готовый к любой неизвестности, еврей заселяет планету, меняясь по образу местности.
Игорь Губерман.

Что мы знаем об истории проживания евреев в Луганске? – Практически ничего. Сложно припомнить хотя бы один материал на эту тему в местной прессе за последние несколько лет. Да и в изданиях, претендующих на статус учебной и научной литературы, данный вопрос как-то стыд-ливо обходится стороной. И даже в широко разрекламированной «Истории Луганского края», среди соавторов которой значится фамилия такого именитого краеведа как А.С. Ефремов, мне не удалось выудить ни одной статистической справки о национальном составе нашего края с 1795 по 1917 год. Недостаток информации восполнялся в основном за счет исследования документов Госархива Луганской области (ГАЛО).


Как Абрам стал Андреем или кое-что о еврейских фамилиях

Все дружно в России воздели глаза и в Божье поверили чудо, как пылко целует теперь образа повсюдный вчерашний Иуда.
Игорь Губерман.

Для каждого из нас есть свой еврей. Для кого-то это внимательный и знающий врач, а для кого-то злобный начальник, мелочные придирки которого усугубляются в сознании подчиненных осознанием факта инородческого происхождения.

Как бы там ни было, все мы хоть раз сталкивались с представителями этого вездесущего племени. В 1796 году в поселке при Луганском литейном заводе жил один еврей (на несколько сот жителей). Кем он был и какими ветрами его занесло в нарождающийся город над Луганью – тайна, покрытая мраком. Однако очевидно, он здесь прижился, а поскольку трудно представить себе его одного, вскоре наш город постепенно стали заполнять его многочисленные и шумные еврейские родственники. Вот так, или почти так, с известной долей художественного преувеличения, началась история еврейского заселения Луганска.
В течение следующего столетия они периодически «проскакивают» по страницам архивных документов. Более-менее постоянную картину еврейской жизни обрисовывает метрическая книга еврейской общины, в которой фиксировались рождения и смерти ее членов приблизительно с 1878 года. Старостой еврейской общины в то время был некий Давид Вендерович, а раввином – Иоффе.
В последнее двадцатилетие XIX века гораздо больше информации о Луганских евреях. Согласно данным всероссийской переписи населения 1897 в Луганске проживало «2109 человек иудейского вероисповедания». 20% от общего количества тогдашних горожан. Неплохой прирост, за 20 лет, не правда ли?
Откуда появились эти 20%? Конечно в основном за счет пришлых евреев. Из каких мест они приезжали к нам? Большинство были выходцами из Могилевской, Черниговской, Винницкой, Полтавской, Минской губерний империи. И уж совсем чуть-чуть из Киевской, Таврической и Херсонской. Ехали Фрейманы, Лифшицы, Роднянские, Шендеровичи, Гусманы, Кривошеевы, Эдельманы….
Ехали Абрамы, Срули, Евели, Песи, Хаи, Сары… Ехали, чтобы укорениться, прижиться и на новом месте заняться старыми гешефтами. Неважно будет это лавка, кожная мастерская или банк.
Еврейскую среду в конце XIX века составила и значительная группа «турецкоподданных» одноплеменников. Интересно, не из их ли числа был воспетый в «12-ти стульях» отец О. Бендера?
Статистика тех лет фиксирует частые случаи перехода евреев в православие. Нет, конечно православными становились и магометане, но не так рьяно и массово. Метрические книги Казанской и Соборно-Николаевской церквей содержат графу «присоединение к православной вере». И фамилий тут столько, что разбегаются глаза и опускаются руки: а ну-ка, попробуй все это переписать! Поэтому приведу лишь несколько наиболее ярких примеров. В 1893 году принял таинство святого крещения некий «турецкоподданный» Шмуль Залманович Виттенштейн вместе с женой и семью детьми, старший из которых – Сруль – перевоплотился в Леонтия. Не менее чудесная метаморфоза произошла после крещения по чину православной церкви с дочерью солдата Моисея Вендеровича «девицей Хаей Иге», ставшей во Христе Татьяной. Крестились «Дойра Поташинская и ее муж Шмуйко»; «дочь мещанина Якова Цкловера 15-летняя Хая»; «Самуил Моисеевич Арен-ков». И никого уже не удивляло, что какой-нибудь Гирш Вигдорович Уманский, входя в церковь правоверным иудеем, выходил из нее истинно русским православным человеком Григорием Вик-торовичем. И, поскольку детекторов лжи тогда не существовало, а новообращенным чадам Русской Православной Церкви никто в душу не лез, об искренности их обращения сказать что-либо определенное попросту невозможно. Что интересно, во многих случаях поручителем выкрестов, дававшим им свое имя, был известный луганский купец С. Васнев. Не менее удивительным был и тот факт, что, несмотря на массовое крещение луганская еврейская община не редела.


Синагоги и торговля
Евреям доверяют не вполне и в Космос не пускают, слава Богу, евреи, оказавшись на Луне, устроят и базар и синагогу.
Игорь Губерман.

В начале XX века в Луганске функционировали две синагоги. Анналы сохранили и фамилию раввина – им был некий И. Цвейфель. Поскольку жизнь всякого верующего иудея начинается с обрезания, сей ответственный во всех смыслах обряд, с разрешения равви¬на осуществляли Герш Шлемович Робсман, а после него – Мейр Срулев Левитан.
Демографическая ситуация была у луганских евреев благоприятная. В среднем за год их умирало от естественной смерти до 50 человек. Рождалось же гораздо больше. Случались и разводы. Инициатива чаще всего исходила от жен, и в качестве причины нередко указывался «неустойчивый и развратный характер мужа».
Общее православное окружение, судя по всему, ничуть не отягощало еврейскую общину. Евреи были свободны как в своей вере и исполнении ее обрядов, так и в демонстрации прочих своих «национально-культурных особенностей». Дело доходило до того, что изданный в 1912 году «Весь Луганскъ в кармане. Адрес-календарь и справочная книга города и окрестностей» (нечто вроде «Желтых страниц» того времени) содержал целый раздел под названием «Иноверческий календарь», где приводятся все наиболее значимые иудейские праздники – тут тебе и Пурим и Рош-Га-Шана и Йом-Кипур и Ханука.

Несмотря на то, что луганские евреи уступали по численности и украинцам и россиянам, существовали целые отрасли городской жизни, где они безраздельно доминировали. Например, бизнес. Начнем, пожалуй, с банков. Управляющим Азовско-Донского Коммерческого банка был П. М. Гольдштейн, доверенным лицом Я. Л. Вендерович, помощниками бухгалтера: Варшавский, Фридлендер, Плацман, Шнирлин... Управляющим Санкт-Петербургского банка был М. А. Бромберг, бухгалтером – Кицис.
Упомянутый выше П. М. Гольдштейн был к то-му же еще и управляющим Мелкого ссудо-сберегательного товарищества.
В еврейских руках была и перерабатывающая промышленность. Так, в начале XX века в городе существовало два пивоваренных завода. Одним владели Я. Прусский и В. Ефимов,
другим – братья Ольховы.




Аптеки в Луганске держали Бернславский, Гершенштейн, Аптекман.

В Земской больнице работал врачом Заликман, в больнице завода Гартмана – Кац и Фридман. И это – не считая великого множества частнопрактикующих евреев-дантистов, гинекологов, представителей других «хлебных» специальностей.
Зарабатывая деньги на чужих, еврейские врачи не забывали и о «своих». Так, в городе действовала Амбулатория общественного пособия бедным больным евреям, которой руководил И. Д. Заславский.

Показательно, что кроме нее в Луганске не было ни одного медицинского учреждения, где помощь больным оказывали бы по национальному признаку.
Но идем дальше. 1912-й год – время расцвета еврейских бизнесменов в Луганске. Братья Шахновичи торговали мукой, пшеном и крупами. Венгеровские держали хлебопекарню, дамские наряды шили Б. Ривкин, И. Рабинович, еще с десяток других портных, эксплуатировавших наемный труд местных женщин-работниц. Уманский и Мизгальский владели парикмахерскими, Браславский торговал велосипедами и граммофонами, Хухлович,– готовым платьем,

Кицис, Лозовой и Бердичевский занимались страхованием.
Ну и так далее. Забавно, но все вышеприведенные данные взяты из уже упоминавшегося справочника «Весь Луганскъ в кармане», изданного в типографии... И. С. Житомирского!


В этом же издании приводится статистика за 1911 год: население Луганска составляло 61.400 душ, из ко-торых евреев было 5.554. Меньше 10 %, но зато какая активность! Прямо по Губерману: «Всегда еврей легко везде заметен/ еврея слышно сразу от порога, /евреев очень мало на планете,/ но каждого еврея – очень много».
Печать, школа и культура
Больной вопрос – пресса. Редкий антисемит не прохаживался во все века – от изобретения Гутенбергом печатного станка и до наших дней на тему «засилья евреев в СМИ». Похоже, что дореволюционный Луганск дает обильную пищу для подтверждения подобного «неполиткорректного» мнения. В городе выходило шесть газет и лишь в одной из них – «Листке объявлений Славяносербского земства» редактором был нееврей – председатель Земской Управы. Что же представляли собой остальные? Редактором-издателем ежедневной «Донецкой жизни» был Л. Ю. Гипшман; «Донецкий бассейн» издавал и редактировал А. И. Гуревич. Остальная луганская пресса была не менее кошерной – так, еженедельный журнал «ГАПРОХИМЪ» издавался и редактировался...луганским общественным раввином И. М. Левнером, Еженедельный детский журнал на русском языке для еврейских детей «Цветник Иудеи» выходил под редакцией И. С. Житомирского. Еще один детский журнал с довольно таки странным, учитывая географию и историю Луганска, названием «Южный Израиль» издавал Лейфер. Кроме того, Лейфер издал (см. Российская Государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rsl.ru/) в 1910 году легенду «Светозарный Херувим» в изложении общественного раввина города Луганска И.М. Левнера.

Издавались книги по истории еврейства и в других типографиях г. Луганска: С.М. Гаммерштейна и И.С. Житомирского. Самая забавная, наверное, книга «Правдивое слово истинно русским людям о евреях и их учении» автора И.М. Левнера (1907,1909). Увы, всех этих книг не найти сейчас в Луганске. Так что мнение об их содержании можно сделать только из названия. А жаль! Хотелось бы их прочесть. К примеру, вот эту: «Отечественная война 1812 г. и евреи». Хотя… в принципе все мотивы этих книг можно найти у Дугласа Рида в «Споре о Сионе».
Но вернемся в Луганск начала XX-го века. Существовали в городе и еврейские учебные заведения разных уровней – как принадлежавших городской еврейской общине, так и пять частных (владельцы Цук, Мальская, Гуситинская, Спицерова, Рагинский).
Светская еврейская культура развивалась в рамках еврейского литературно-художественного общества. Известно, что в 1912 году «временно исполняющим обязанности» его председателя был И. Г. Борштейн. Луганское еврейское литературно-художественное общество издавало много литературы. (см. Российская Государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rsl.ru/). Например, сочинение общественного раввина г. Луганска Израиля Моисеевича Лев-нера «Синайская пустыня», 1909; его же рассказы «1. Аман; 2. Юдофоб; 3. Луч Божий», 1909; «Ра-зоблачение тайн», 1912. То же общество издало в 1907 году исторический рассказ о временах Маккавеев «Забытый герой» (автор – А.Б. Ривлин) Известно и руководство еврейской общины тех лет. Старостой был пивоваренный предприниматель С. И. Ольхов (старший), ученым И. М. Левнер, а казначеем Г. Г. Фантиктиков. Стоит ли говорить, что и фотографы в Луганске почти пого-ловно были евреями. Уманский, Матусовский, Юхнов, Чуюн. Как видим, пресловутая «черта оседлости» нисколько не мешала им и тысячам их одноплеменников жить, работать, учиться и по-сещать синагоги.
Настолько не мешала, что в многократно цитированном выше справочнике «Весь Луганскъ в кармане» (1912 г.) украинские и русские фамилии встречались разве что в разделах «Полиция», «Госучреждения» и «Суды».

Евреи во власти
Случайно ли во множестве столетий и зареве бесчисленных костров, еврей – участник всех на белом свете чужих национальных катастроф?
Игорь Губерман.

Грянул февраль 1917-го, принеся народам Империи свободу. Вскоре, однако, выяснилось, что (прямо по Оруэллу) «все животные равны, но некоторые – равнее». Из политических партий, действовавших в Луганске в революционном 1917-м, выделялись созданные по национальному признаку «Бунд» – еврейская рабочая партия, партия еврейских социалистов, не говоря уже о еврейских по сути, а не по названию, большевиках. Одна из перечисленных партий между Февралем и Октябрем даже издавала газету. Называлась она красноречиво - «Еврейский социалист». Чем не аргумент для белогвардейской пропаганды тех лет о «еврейской революции»?
Сделав отступление, скажу, что в Луганске между 1905-1917 г.г. существовал, как и во всей России, «Союз истинно русских людей». Однако местные «реакционеры-черносотенцы» не только не имели собственных газет, но даже погромы устраивали реже, чем в других городах Российской империи. Кстати, клуб «истинно русских» располагался в здании, где сейчас находится городской музей истории и культуры Луганска (по иронии судьбы, располагается он на улице ненавидимого черносотенцами еврея К. Маркса).
Но вернемся к еврейскому участию в революции. Известен факт, что наш знаменитый земляк К. Е. Ворошилов, будучи одним из лидеров луганских большевиков, встречался с одним из лиде-ров еврейской буржуазии Луганска Соломоном Вендеровичем, причем последний жертвовал деньги на Ленинскую партию. В обмен на щедрость ворошиловские рабочие дружины защищали еврейскую буржуазию от погромов.
И если Февраль снял всякие ограничения на участие организованного еврейства в управлении государством, то после Октября влияние евреев на власть, а вместе с нею – на общественную и культурную жизнь, выросло в геометрической прогрессии. Не стал исключением и Луганск. Первыми комсомольцами города стали достойные молодые носители таких фамилий, как Эскин, Горин, Смокин, Левин, Либерман. Чем же занимались комсомольцы Луганска? И те, первые, и их последователи активно участвовали в насаждении безбожия в православной стране, боролись с «буржуазными предрассудками и пережитками». Особо отличились в начале тридцатых. Вот, что мы находим в воспоминаниях о тех днях: «После митинга они направились на ближние земельные участки кулаков ... Кулаки, вооружившись вилами, топорами и с криками: «Захватчики, долой с нашего поля!» бросились разгонять молодежь. Закончилось же все с истинно комсомольским задором: «Озверелую кулацкую ватагу» отважные комсомольцы разогнали с помощью винтовок». О голодоморах 1921-1922, 1932-1933 теперь знают все. Думаю, понятно, чем на самом деле занимались «отважные» комсомольцы. Именно евреи заняли все уровни власти в первые десять лет советской власти. Неудивительно поэтому, что сталинская чистка партии и госаппарата в 1937-м году катком прошлась более всего по представителям этого народа. Два небольших примера: были репрессированы директор театра оперы и балета Гольцман и зам-редактора «Луганской правды» Альхимович. Но это будет в 1937-м. Пока же на дворе 1923-й. На дворе начало НЭПа и в Луганске функционируют целых три синагоги. Что, правда, не мешает еврейской общине города время от времени делать запросы в окрисполком об открытии… четвертой! Справедливости ради следует сказать, что власти всегда в этой просьбе отказывали. Но как бы там ни было, других «ущемлений» луганские евреи (а их тогда в городе проживало более 7 тысяч) (9 % от общего количества горожан) не испытывали. Всего в городе в тот момент насчитывалось 80 тысяч жителей.
Время шло. Закончился НЭП. И вот в 1929 году одна из луганских синагог была закрыта. Имущество ее было описано, а здание передано под клуб (по одним сведениям это был клуб ев-рейских кустарей, а по другим – клуб по обслуживанию нацменьшинств).
К1935 году в Луганске были закрыты оставшиеся две синагоги. Тем не менее, общественное положение евреев в этом же году было настолько прочно, что в репертуаре театра оперы и балета с успехом шла опера «Жидовка».
Впереди был 1937-й и война...

«HЕ ЗАБУДЕМ, HЕ ПРОСТИМ!»
Ворошиловград был оккупирован немцами 17 июля 1942 года. Как и везде на оккупирован-ных территориях, в нашем городе начались облавы и выявление коммунистов, комсомольцев и евреев. Зачастую, это были одни и те же лица. Еврейская жизнь замерла.
Общеизвестен факт массового расстрела луганчан 1 ноября 1942 года. Было убито около трех тысяч человек, из которых большинство будто бы составляли евреи. При этом, ни в одном историческом труде или учебнике не дается строгое процентное национальное соотношение невинно убиенных.
По приходу в Ворошиловград Красной Армии (1943 г) некоторые тела убиенных на Острой Могиле были опознаны. Однако многих так и не опознали. Был составлен акт «о злодеяниях гит-леровцев», в котором указывалось, что большинство расстрелянных составляли евреи. А сколько их было? Вряд ли кто-нибудь может дать точный ответ на этот вопрос. Тем не менее, монумент стоит. Правильно стоит. Только память не должна быть выборочной. Иначе мы рискуем повторить историю Бабьего Яра, в котором расстреливали всех, а памятник стоит только евреям.


Алексей Блюминов, Анна Маркевич
P.S.

Гершенштейн Исаак Гершевич - аптекарский помощник. 15 марта 1918 г. купил дворовое место в Харькове по ул. Девичьей № 2. Жена Хая-Сара Ицхоковна. Дочь Ревека родилась 8 июля 1900 г. в г. Луганске.

Гурович, М. И. - известный провокатор. По профессии помощник провизора; имел аптекар-ский магазин в г. Луганске. В конце 80-х годов за участие в революционном движении был сослан в Сибирь. По возвращении из ссылки поступил секретным сотрудником в петербургское охранное отделение. Гуровичу удалось завязать широкие связи с петербургскими социал-демократами. С провокационными целями он становится издателем первого легального социал-демократического журнала "Начало". В 1902 г. Гурович был разоблачен. Год спустя он был назначен заведующим галицийской и румынской агентурой. Вскоре он выехал обратно в Петербург и здесь стал играть видную роль в департаменте полиции и охранном отделении, ведя вместе с Рачковским наблюдение за революционными организациями в Петербурге. За предотвращение готовившегося эсерами покушения на Булыгина и Трепова Гурович был назначен начальником канцелярии по политиче-скому сыску на Кавказе. В этой должности он пробыл до 1906 г., когда вследствие разлада с начальством должен был уйти в отставку.
Tags: Луганск, евреи, краеведение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment