capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Теория подарка

Трудно добиться понимания сути подарка, если рассматривать его лишь как сентиментальный жест. Подарок всегда корыстен, но отнюдь не в экономическом смысле (хотя он и приводит к выгоде). В начале 2000-х дополнительную ясность в эту область внес российский социолог Владимир Ильин. По Ильину одна из главных корыстей подарка – поддержание социальных сетей в рабочем состоянии. Любая социальная сеть – это канал, по которому происходит обмен ресурсами (товарами, деньгами, услугами). Тот кто подключается к сети (попадает в клуб, вступает в профсоюз, тайное общество, становится членом семьи и т. п.), получает доступ к потоку, циркулирующему внутри нее. Однако сам поток (экономическая целесообразность) не может поддерживать сеть. Она существует благодаря личным симпатиям, доверию, вниманию и т. д. «Подарок – это форма инвестиций в поддержание социальной сети», - пишет Ильин. Если инвестиций нет, сеть умирает. Следовательно, на одном уровне живой сети циркулируют ресурсы, а на другом – п одарки, поддерживающие ее работу. Конечно, подарок тоже может быть ресурсом, но при этом он всегда еще и ритуал. Последнее - обязательно.

Во второй половине XIX века северо-запад Америки населяли
индейские племена с такими экзотическими названиями, как хайды, цимшианы.квакиютли и проч. Роскошные природные условия делали многих из них по-настоящему богатыми. Это избавляло индейцев от стеснений во время общения друг с другом, и зимой в своих «городах» они вели такой образ жизни, суетность которого вполне сопоставима с досугом какого-нибудь современного сибарита, принадлежащего среднему или высшему классу. Однако суета суете рознь. Индейская основывалась на понятии «потлач». В переводе с местного языка это слово означало «отдача», «подарок», процесс дарения и получения. Так назывался обычай взаимного обмена дарами.

К тому времени индейцы уже познали вкус денег, но по какой-то причине потлач был практически единственным способом обмена материальными ресурсами. Со стороны это выглядело как безрассудная (временами даже неистовая) растрата частной собственности. Репутация богатых семей формировалась не столько с помощью распространения между соплеменниками информации о накопленных ими сокровищах (этим у нас сегодня занимается журнал Forbes), сколько благодаря публичной раздаче состояний. Парадоксально, но самые богатые были одновременно и самыми расточительными! Состоятельные семьи буквально соревновались в растратах. И поскольку довольно часто на пиры-потлачи индейцы прибывали на лодках, индейских «олигархов» уважительно называли «тот, к кому гребут» (сравните с современным ироническим «тот, кто гребет»).

Разумеется, многочисленные праздники приводили бы к неминуемому разорению хозяев-устроителей, если бы не соглашение об ответных потлачах. Индейцы верили, что даритель получает временную власть над одариваемым. Подарок нельзя не принять, однако до того момента, пока ты не подготовишь ответный потлач, твое имя считалось «выкупленным», «потерявшим вес». Подобный кодекс чести позволял щедрым не только не разориться, но еще и прирастить свой капитал. На самом деле приумножение богатства было лишь косвенным результатом потлача. Главное достижение индейской цивилизации заключалось в создании системы внутренних (сакральных) долгов индейцев друг перед другом, что способствовало укреплению личных связей. Европейские колонисты не стали вникать в подобные тонкости и быстренько запретили непонятный деструктивный культ.

Только в 1923 г. правду о жизни индейцев рассказал французский антрополог Марсель Мосс. Его небольшая книжка «Эссе о даре» (на Западе более известна под названием «Gift», то есть «Подарок») произвела потрясающий эффект среди мыслящей публики. В заключительных разделах Мосс говорит, что потлач не является причудливым обычаем горстки индейцев. Ритуал обмена подарками издревле встроен в каждого из нас. Если по-настоящему понять, как работает этот древний механизм, можно оздоровить наши межличностные отношения, или хотя бы научиться делать друг другу подарки.

Виталий Ченский

Компаньон, 12-18 декабря, 2008.

Tags: Статьи, история, психоистория, психология, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments