capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Трагические страницы истории православия на Луганщине

Большевики не признавали чудесных исцелений, а паломничество называли «массовым религиозным психозом». Вот что докладывала районная ликвидационная комиссия Станично-Луганского района в окружную ликвидационную комиссию г. Луганска от 21 августа 1924 г.:

«В окрликвидком гор. Луганска.
Райликвидком Станицы Луганской сообщает, что в Луганско-Станичном районе, в лесу «Киселевская дача» около речки Деркула, вблизи села Машлыкино Миллеровского округа Донской области, около 3 месяцев тому назад населением в балке открыт источник воды (ручей), впоследствии получивший среди верующих широкую известность как святой источник, где как будто бы происходят чудеса, исцеляются больные, калеки и т.д.

По словам верующих, исцеление получается после того, как верующий выкупается в воде или полежит там же в грязи. Означенное место явилось грандиозным сборным местом религиозных фанатиков, духовенства, монахов, всех видов больных и калек, которые стекаются туда: одни для того, чтобы поживиться чем-либо, другие, чтобы исцелиться, и многие просто являются из любопытства. Преимущественно бывают крестьяне и большинство женщин, но бывают и обыватели разных городов: Луганска, Беловодска и др. В общем количестве посещающих это место бывает ежедневно около 2000 человек.

Все собирающиеся там устраивают моления, купаются в воде и грязи, приносят много жертвований деньгами и вещами, холстом и пр. Духовенство и монашество также бывают там и молятся вместе с верующими. Явилось много торговцев разными религиозными принадлежностями, как-то: свечами и проч. Кроме того, среди бывающих там распространена какая-то записка, по их словам, переданная одному старику во сне Богом, причем в этой записке говорится, что на том месте должна быть построена церковь. Все эти следы или шарлатанство, или религиозного фанатизма, причем одним этим далеко не все исчерпывается. Среди бывающих там, да и вообще крестьянства, распространены слухи: видения святых, Богоматери, священного огня по ночам, исцеления больных и калек и т.д., причем большинство верит всему этому. Кроме того, наблюдается и такая картина, что туда много стекается молодежи. Райликвидком сообщает, что по мере поступления сведений об этом источнике таковые будут сообщаться Вам».

Паломничество было прекращено в 30-е гг. и вновь возобновилось в период немецкой оккупации. После войны люди приходили к кринице по одному либо небольшими группами. Со второй половины 50-х гг. массового паломничества в Киселеву балку не наблюдалось.

подробнее
Tags: Луганская область, история, краеведение, церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments