ставлю со своим комментарием и под тэгом КРАЕВЕДЕНИЕ
Это интервью мне напомнило одну хорошую реплику умного человека. Дело было в Луганске лет 6 назад. Один из киноклубов - уж не помню, как назвается - устраивал мероприятие что-то типа "Передвижное кино". И вот был показан фильм 20-х годов "Андалузский пёс". И было бурное обсуждение. И вот один умный человек сказал потом:
- Как это прекрасно! Всего 90 лет прошло, и такой интересный фильм посмотрели и в Луганске. Быстро до нас культура дошла.
http://mgm.com.ua/news/evgeniy-margolit-v-svoem-sovetizme-my-ne-znali-do-kakoy-stepeni-my-ne-sovetskie
– Традиционно в Новый год по всем каналам идет «Ирония судьбы». Зная наизусть, это кино продолжают смотреть. В чем секрет такой всенародной любви?
– Как сказано у поэта: «Чем случайней, тем вернее». Пьеса «Ирония судьбы» была написана в конце 60-х годов Рязановым и Брагинским исключительно для того, чтобы заработать какие-то деньги, потому что только что был закрыт очень важный для Рязанова фильм «Сирано де Бержерак» с Евтушенко в главной роли. Она шла во многих театрах страны. Через какое-то время они предложили ее на «Мосфильм». Госкино отказалось, только поэтому они передали ее на Гостелерадио – это были две конкурирующие структуры, и если руководитель Гостелерадио Лапин знал, что отвергли, бывало, принимал сценарии хотя бы из удовольствия насолить Госкино.
И судьба картины, опять же как и в случае с «Чапаевым», висела на волоске, пока ее не догадались показать Брежневу. Брежнев прослезился. Фильм показали, соответственно, в Новый год. И выяснилось, что это одна из главных картин. Почему?
Одна поразительная подробность. Первоначальный вариант – на чем все должно было заканчиваться? – На «Балладе о прокуренном вагоне»: Надя и Женя Лукашин расстаются. Это 75-й год, застой – время потери надежд! Но Рязанову с Брагинским и приходит в голову: ну нельзя этим заканчивать! Да здравствует счастье вопреки житейской логике! Все-таки это новогодняя сказка. И тогда получается настоящий праздник.
Это картина, сработанная безупречно, абсолютно точно сделанная по ритму, по выбору актеров. Почему вдруг Барбара Брыльска? А потому что облик нездешний. А почему ее озвучивает Талызина? А потому что такие божественные интонации ни у какой Брыльской вы не найдете. А почему поет никому еще не известная Алла Пугачева? Тем более понятно, что угадал Эльдар Александрович! Эти репризные реплики, которые все наизусть выучили! И он почувствовал это (особенно под Новый год) желание зрителя – вопреки всему появление чуда. И отсюда этот феномен: кино продолжает идти, каждый год его смотрим, дожидаемся любимых моментов.