capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Category:

Голодомор 33: память людская и чиновничья

В 1930-ые годы XX века Украина впервые пережила искусственный голод, массовое убийство миллионов своих граждан, циничное и безжалостное. Мы, современники, с трудом воссоздаем картину этого преступления. На щедром украинском черноземе умирали в страшных муках миллионы людей. Этот геноцид был попыткой уничтожить украинский народ. Особенно страдали дети. Серп и молот нового режима безжалостно поглощал всех, от мала до велика. Украина потеряла тогда миллионы своих детей. А те, кто выжил, навсегда запомнили эти черные годы. Прошло семьдесят пять лет, и в эту холодную ноябрьскую субботу многие луганчане зажгли в окнах своих домов свечи в память о погибших украинцах, односельчанах, прабабушках и прадедушках.

В субботу, 22 ноября, по всей Луганщине прошли мероприя посвященные памяти жертв Голодомо-ра 1932-1933 годов. Около двух часов дня Украинская православная церковь провела молебен в память о погибших от голода. Собралось несколько десятков представителей общественности, интеллигенции, просто неравнодушных людей. Мелькали и политические знамена. Например, «Свободы». Все они пришли сами, по зову сердца, как это делают уже не первый год, с тех пор, как в сквере Памяти областного центра был установлен поминальный Крест. «Эта страшная трагедия, когда от невыносимых мук голода люди ели других людей. Практически по всем селам Луганщины было людоедство. Зерно стояло на всех станция. Хлеб гнил, весной зерно проросло, а люди миллионами гибли от голода. Украина стала тюрьмой. Ввели паспортный режим и нельзя было выехать поездом в сытые территории. Это было страшно. Многие обвиняют Сталина, но не было бы его, пришел бы другой диктатор. Ведь виновата система, которая его породила и создала искусственный голод. Мы должны молиться, чтобы такого ужаса не повторилось больше ни в Украине, ни во всем мире»,— сказал в поминальной проповеди Епископ Всеволод, управляющий Луганской и Старобельской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Украинская Православная Церковь в глубокой скорби молитвенно вспоминает жертв Голодомора и других репрессий советского тоталитаризма. Пострадавших- десятки миллионов: расстрелянных, замученных в тюрьмах, казненных через разные душевные и физические пытки, погибших от мук голода. Такого количества жертв не было даже во время войны. Режим вел кровопролитную войну с собственным народом.

«Много людей собралось тут. Этот голод прошла и моя семья. Они вырвались в Москву, но их вернули, ведь тогда не давали паспортов украинцам. У меня мой дед по матери был священником, репрессированным в 1937, а по отцу дед тоже был раскулаченным, так и не вернулся с Сибири. Я знаю про Голодомор по рассказам моего старшего тятьки, но раньше нельзя было и заикнуться об этом. Никакого голода официально не было. Сегодня историю украинской трагедии узнали люди во всем мире, услышала молодежь, и теперь это будут помнить и передавать из поколения в поколения, несмотря на то что восстанавливать эту память начал нынешний Президент. Память о голодоморе будет жить... И уроки памяти 1 сентября будуг посвящены голодомору. Евреи уже давно 1 сентября рассказывают детям из уст в уста о трагедии Холокоста, так же и мы должны передавать своим детям память об этой трагедии, чтобы беда никогда не повторилась», — делился воспоминаниями владыка Всеволод уже после проповеди, в беседе со мной.

Спустя час люди возле Креста начинают расходиться. Тем более, что об этом настойчиво просят и находящиеся тут же работники милиции. Говорят, что люди мешают официальному мероприятию. Хотя, если честно, потенциальных террористов среди них видно не было. Уходит и Владыка. «Почему?» — напоследок спрашиваю его я. «Меня пригласили только по телефону, чтобы я принял участие, будучи в толпе. И тогда у меня возник вопрос, а почему же раньше меня приглашали, как священника, когда УПЦ МП не признавала Голодомор, и не освящала Крест Господний, и не принимала участие в панихиде по умершим? А теперь чиновники ОГА говорят: вы приходите, но вот там, в массовке постойте. Как вы думаете, что это? Я оденусь, как епископ, стану в толпе, и буду стоять? Мы предложили: давайте по очереди, вначале они отслужат, а потом мы или наоборот. Переговоры были с комитетом по делам религий OГА и мне отказали. Но я не обиделся, мы отслужили панихиду и отдали дань памяти погибшим в не официальной церемонии. Я позвонил поздно вечером и сказал, что на холме возле поминального Креста будет проходить служение, и люди пришли добровольно, но там, внизу (возле памятного знака - Авт.) собрали согнанных властью школьников и студентов. Далеко не все из них пришли от души, а многих принудили, для количества. Горестно осознавать это», —резюмировал Владыка.

А в это время возле памятного знака жертвам Голодомора в сквере возле библиотеки Горького начинается официальный митинг - реквием. Выступают губернатор Антипов, замглавы президентского секретариата Кислинский, председатель областной «Просвити» Семистяга, студенты ЛНУ… И все было бы хорошо, если бы опять по славной бюрократической традиции, свою ложку дегтя не привнесли чиновники среднего звена. Можно только догадываться, кто это был конкретно, для всех их есть одно, можно сказать, коллективное нарицательное имя — заблоцкие.

Что ж, каждый чиновник держится за свое кресло, и если скажет высший начальник молиться с «этими», а не с «теми», то, видимо, по инструкции так положено. Только Бог ведь один, не московский и не киевский, и горе у нашего народа было общее. Время лечит душевные раны, но рану в сердце Украины заживить невозможно. Она всегда будет неутолимой болью напоминать о времени, когда над Украиной и над другими народами бывшего Советского Союза пронеслась чума голода.

Гарных Н. Голодомор – 33: память людская и чиновничья // Свободный репортер. – 2008. - №48(95).

Tags: События
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments