capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Как праздновали Масленицу

«Наш народ называет Масленицу честной, широкой. Все дни Сырной недели имеют свои особые названия: «встреча» — понедельник; «заигрыши» — вторник; «лакомка» — среда; «разгул, перелом» — четверг; «тещины вечерни» — пятница; «золовкины посиделки» — суббота; «Проводы, прощанье, целовальник, прощеный день» — воскресенье.

В первый день праздника народ отмечает встречу честной Масленицы. Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы, приговаривая: «Звал-позывал чистый семик широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

После такой встречи дети бегают с гор и кричат: «Приехала Масленица, приехала Масленица!». Встреча оканчивается кулачным боем. В некоторых местностях мальчики готовят утром куклу, которую с песней ввозят на гору.

Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родственников. С утра свекор и свекровь отправляли невестку на день к отцу с матерью, а сами вечером приходили к сватам в гости. Тут за столом договаривались, где и как будут проведены праздники. К первому дню Масленицы устраивали горы, качели и висячие балаганы для скоморохов, столы со сладкими блюдами. Если в праздник не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами,— значит, жить в горькой беде, а в старости лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные — с четверга или пятницы. Первым блином поминали умерших. Опару для блинов готовят из снега, на дворе, когда выйдет месяц, и приговаривают: «Месяц, ты месяц, золотые твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару». Считалось, что именно от этого блины получаются белые и рыхлые. Другие выходят вечером готовить опару на реку или озеро, к колодцу, но не раньше, чем появятся звезды. Приготовление первой опары держится в тайне от домашних и посторонних. Малейшая неосторожность наводит на хозяйку тоску на всю Масленицу.

Если у молодых нет свекра или свекрови, а они празднуют свою первую Масленицу, тещи приходили к зятьям учить своих дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Это приглашение считалось нашими бабушками за большую честь. О нем рассказывали всем соседям и родственникам.

Званая теща должна была с вечера прислать всю утварь: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть присылал мешок гречневой муки и кадушку коровьего масла. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, служило причиной ссор тещи и зятя.
На «заигрыши» с утра принимаются девицы и молодцы кататься на горах и едят блины. В богатых домах к этому дню братья устраивали своим сестрам горы среди двора. Матушки посылали приглашение в гости: «У нас-де горы готовы и блины выпечены — просим жаловать». Тех, кто приносит приглашение, ггозываток, встречали с почетом и приветом, угощали блинами и отпускали, прося передать хозяину и хозяйке, а также их деткам сердечный привет, Отказ всегда имел такую форму: «У нас состроены у самих горы и прошены гости». Соседи объясняли отказы обычно так: «Здесь-де начинается разлад и дочку просят за другого», потому что масленичные удовольствия заканчивались, как правило, сватовством.

Гостей принимали и встречали у ворот, у крыльца и у образной. После нескольких угощений отпускали кататься на горы, где братья высматривали невест, а сестры украдкой посматривали на суженых.

На «лакомки» в среду тещи принимали зятьев, угощали их блинами, но обычно приглашали всех родственников,

В Туле тещи для зятя пекут блины и таорожнички. В Нерехте бывал съезд из деревень девиц — молодых и пожилых, где они катаются в праздник отдельно от мужчин.

В «широкий» четверг начинается масленичный разгул: катанье по улицам, обряды и кулачные бои. В Переяславле-Залесском, Юрьеве и Владимире возили еще не так давно по улицам мужика. Для поездки выбирали огромные сани, устанавливали в середине столб, на который привязывалось колесо, а на него сажали мужика с вином и калачами. За этими санями тянулся народ, который пел песни и играл на музыкальных инструментах. В Зарайске возили на санях дерево, украшенное лоскутками и бубенчиками, а в Сибири — чучело самой Масленицы, вокруг которого строится домик или корабль.

На «тещины вечерни» блинами угощают теперь зятья тещ. Приглашения получают также все родственники. В старину зять был обязан лично пригласить тещу вечером, а утром посылал к ней парадных позываток. Чем больше было позываток, тем почетнее это для тещи. За свои хлопоты позы-ватки получали подарки с обеих сторон.

На «золовкины посиделки» молодая невеста приглашала родных к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда невестка сзывала к себе своих старых подруг; если они были замужем, приглашала всех их родственников. Новобрачная невестка обязана была одаривать подарками своих золовок.

Проводы Масленицы и прощание на Руси связано с разными обрядами. Проводы Масленицы в Симбирской, Саратовской и Пензенской губерниях были связаны с разъездами по городу и селам. Для поездки сколачивали несколько дровень и саней. В передние ставили столб, на него колесо, на которое сажали мужика-балагура, опытного в играх и забавах. Такой поезд ехал по всем улицам, вокруг него пели и плясали.

Прощальный поезд в Ярославле назывался «околки», в Нерехте — «обоз», в Туле — «круг или конец». Вечером из всех домов высыпает молодежь. Юноши и девушки несут солому, поджигают ее и поют. Новобрачные в этот день ездят по своим родным, одаривают тестя и тещу, сватов и дружек. Новобрачные, кроме подарков, приносили пряники, расписанные узорами и надписями: «Кого люблю — тому дарю», «От милого подарок дороже золота» и пр. Тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки считались самыми дорогими подарками.

На прощеный день также ездят поздравлять кума и куму. Привозят подарки, например за первый зубок, но в состав подношений обязательно входили пряники. В деревнях самыми дорогими подарками кумовьям были полотенце куму и мыло куме.

Между родными и знакомыми прощенье происходило вечером. Дети кланялись в ноги родителям и просили у них прощения, а за ними приходили все близкие знакомые.

В «чистый» понедельник собирались мальчишки и, держа в руках ухваты и сковороды, обернутые в тряпки, кричали, подходя ккаждому дому: "Мы Масленицу прокатили, святые вечера проиграли, Рождественский пост пропряли, свет ты наш, Масленица, дорогая, неумытая, где ты ночку ночевала? Под кустом на дорожке ехали скоморошки, вырезали по пруточку, сделали по гудочку: вы, гудочники, не гудите и вы нашу масленицу не будите; пора перестать пить, есть да спать. Пора перед Богом встать!"»


И. В. Божерянов.

Как праздновал народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу (1894).

Tags: Мифы и легенды_обычаи и обряды
Subscribe

  • Уходящая натура Янгона

    Еще десятилетие назад Янгон был абсолютно другим. На фотографиях тех лет янгонские улицы казались на удивление пустыми – даже на дороге перед…

  • (no subject)

    еще фото

  • Как все начиналось. Мавзолей.

    А началось все 10 (23) ноября 1917 года. У Кремлевской стены в двух братских могилах были похоронены несколько сотен погибших в ходе уличных боев и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments