capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Вторник

Вторник — день недели, получающий у западных и восточных славян положительную, а у южных славян — отрицательную оценку.

В западно- и восточнославянской традиции во Вторник или в субботу было принято начинать пахоту, сев, жатву и другие хозяйственные работы. Нередко Вторник избирался днем сватовства (у белорусов) или свадьбы (у кашубов). У южных славян, напротив, Вторник считается самым неблагоприятным днем недели, то же часто на Карпатах. Его называют слабым, несчастным, тяжелым, считают, как и субботу, днем мертвых, поэтому во Вторник не начинают никаких дел. В Боснии и Македонии это объясняли тем, что во Вторник есть один очень опасный час, но никто не знает, какой именно. По Вторникам и пятницам запрещалось стирать и вообще иметь дело с водой, т.к. это грозило градобитием (сербы, болгары). Однако заговариванием, колдовством и порчей предпочитали заниматься именно в этот день, особенно если это Вторник на ущербе месяца (Пожега).

В районе Болевца во Вторник не справляли свадеб, не крестили детей, называли Вторник несчастливым днем; считали, что умерший во Вторник может вызвать («повторить») смерть в селе в следующий Вторник (ср. македонское вторник-по-вторник). В Хомолье во Вторник не отправлялись в путь, не переселялись в новый дом. В Шумадии избегали начинать или завершать работу во Вторник, заключать сделки и особенно воздерживались от занятий с пчелами. Вторником называли неудачливого, беспомощного, глупого человека; словенцы говорили, что такой человек родился во В. Сербы приписывали поражение в Косовской битве в 1389 г. тому, что она произошла во Вторник. Между тем в отдельных селах Косова Вторник считается благоприятным для начала сева и посадок.

В болгарской традиции Вторник имеет устойчивую отрицательную оценку. В Пловдивском крае замужние женщины остерегались в этот день стирать, мыть голову и т.п. из страха овдоветь, мужчины же старались не бриться по той же причине. Повсюду в Болгарии не начинали никакой работы: не сеяли во избежание неурожая, не сажали деревьев, чтобы они не оказались бесплодными. Если во Вторник рождался ягненок (теленок и т.п.), его закалывали, опасаясь, что он принесет несчастье всему стаду. Македонцы верили, что заболевший во Вторник не поправится; особенно боялись вторничной лихорадки.

В народном календаре есть несколько Вторников, отмеченных специальными названиями и ритуалами. У славян-католиков масленичный Вторник — канун Великого поста, завершение и кульминация масленичных гуляний, забав, карнавала, магических танцев «на лен, коноплю, репу» и т.п. Во многих областях Сербии праздновали девятый Вторник от Рождества из страха перед болезнями и громом. В сербском народном календаре известны также Водный Вторник — на пасхальной неделе, Белый Вторник — на масленой или на троицкой неделе, Черный Вторник — после Юрьева дня, Песий Вторник — после Рождества или между Вознесением и днем св. Петра и Павла, Хромой Вторник — на второй неделе Великого поста, Великий — на Страстной неделе, молодой — в новолуние и др.

«Черный» вторник — в болгарском народном календаре — Вторник на Тодоровой неделе, первой неделе Великого поста. Считается первым и самым опасным из всех «дурных» Вторников. Родившийся в этот день, по поверью, становился несчастным; о неудачнике говорят: «родился в черный вторник». В некоторых районах Болгарии этот день называется Сухой вторник и празднуется во избежание засухи. В Пиринском крае этот день назывался Куцый, Кривой или Плохой вторник: женщины не делали никакой ручной работы, предназначенной для мужчин, не шили, не вязали, чтобы не навредить скоту. В восточной Сербии этот день назывался Глухой вторник и праздновался из страха перед глухотой. В юго-восточной Сербии и смежных районах Македонии первая неделя поста называлась Луда (Безумная), а Вторник — Луд (Безумный) вторник — в этот день старались не работать из опасения сойти с ума. В Буджаке черными назывались три Вторника: на масленой, Тодоровой неделе и перед Юрьевым днем. Их праздновали «ради скота», не доили коров и овец.

В Польше (отчасти и на Украине) отмечался Вторник на пасхальной неделе: девушки обливали парней за то, что те обливали их накануне. В некоторых районах к этому дню был приурочен обряд «маик» или «гаик»: молодежь ходила по селу с украшенным деревцем, поздравляя хозяев с приходом «нового лета».

У восточных славян к значительным датам календаря может быть отнесен лишь Вторник на Фоминой неделе после Пасхи — Радуница, главный поминальный день в году. У белорусов на Пинщине известен еще Вторник после Троицы, называемый Лошадиной пасхой (Конскi вялiкдзень): лошадей освобождали от работы, в конюшнях вешали свечи «за здоровье лошадей». Другие Вторники года отмечены преимущественно гаданиями и приметами.

С.М. Толстая

pagan.ru/slowar/w/wtornik8.php

Tags: Мифы и легенды_обычаи и обряды
Subscribe

  • уже не заговор?

    Но подгонять новые феномены мировой истории под эпизоды прошлого — не лучший способ что-то объяснить. История всегда готова предложить нам совсем…

  • (no subject)

    рецепт успеха на все времена, на службе. классика. Не рассуждать, когда не приказывают, смеяться, когда начальство вздумает сострить, думать и…

  • Мультик Быль небылица

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments