capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Categories:

Луганский театр оперы и балета

Приближается день города. Луганск отметит свое 213-летие. Несколько столетий — совсем юный возраст для города. Тем не менее, у нас успели сложиться свои традиции, в том числе и театральные. Словом, все как у людей.

К моменту обретения Луганском статуса уездного города т.е к 1882 году, тут еще не было профессионального театра. Существовали лишь самодеятельные театральные кружки, ставили любительские спектакли женские и мужские гимназии, да изредка заглядывали заезжие гастролеры, балуя немногочисленных в то время луганских театралов своими постановками. Первый профессиональный театр появился в Луганске уже при Советах, в 1922 году, и назывался он, соответственно тогдашней идеологии, «Шахтерка Донбасса». Руководил им известный в то время актер Г. Свободин. Труппа «Шахтерки» выходила на подмостки родного города вплоть до 1935 года. А четырьмя годами ранее в городе появился ТЮЗ (театр юного зрителя). И лишь перед самой советско-немецкой войной, в 1939 году, появились театры кукол и русский драматический. Однако мало кто, даже из числа коренных луганчан, помнит, что до войны в нашем городе можно было ходить и на оперные постановки, ведь здесь действовал собственный театр оперы и балета. В последние годы о возрождении ТОБа заговорили всерьез, и голоса приверженцев такой идеи звучат все громче. В этой связи нелишним будет вспомнить, как все начиналось тогда, в далекие тридцатые.

В двадцатых годах минувшего столетия луганский Театр оперы и балета был передвижным. В его труппе было мало исполнителей, незначителен был и состав балета. Конечно, декорации к спектаклям были простенькие, а репертуар ограничен. Все изменилось в 1933 году, когда театр стал стационарным. Пристанищем для него стало здание бывшего Народного дома по ул. Пушкина,2. Здание это, 1912 года постройки, имело давнюю историю и изначально называлось Горно-Коммерческим клубом. До большевиков тут был эпицентр культурной жизни зажиточных горожан. Как отмечал в своих докладных записках партийному руководству директор театра Гольцман, «здание театра, удовлетворявшее бывшее привилегированное меньшинство буржуазного зрителя, совершенно не удовлетворяет требованиям трудящихся Луганщины»


Театр оперы и балета (ныне - ДК Железнодорожников)


Что это означало? Зрительный зал вмещал всего 900 человек. Сцена была чрезвычайно маленькой.

Фойе в театре не было, и зрители все антракты были вынуждены сидеть в буфете, а зрители с балкона вообще могли гулять лишь вверх-вниз по лестнице.

В театре не было даже... гардероба! (А ведь известно, что театр начинается с вешалки, а потому ее, эту вешалку, устроили в нише. В вестибюле зимой было так холодно, что его часто превращали в курилку. Мужские и дамские уборные также были в безобразном состоянии.)

Здание явно нуждалось в капитальном ремонте. Артистические уборные не оборудованы, без вентиляции. А те артистические уборные, которые находились в полуподвальных помещениях, еще и подтапливались зимой водой.

Численность сотрудников тогда составляла 200 человек. Иногда артистам приходилось репетировать даже... в буфете.

Несмотря на все эти трудности репертуар театра был солидным: луганчане слушали оперы «Борис Годунов», «Царская невеста», «Черевички», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Гугеноты», «Запорожец», «Тарас Бульба», «Раймонда» и другие.

Театр часто выезжал на гастроли, и тогда наслаждаться классикой могли уже жители Горловки, Сталино, Мариуполя, Полтавы, Кременчуга.

Художественно-исполнительский состав театра был таков. Оркестр – 53 человека, хор – 40 человек, балет – 40 человек, солистов – 28 человек.

В 1936году театр выезжал на летние гастроли в г. Николаев. Для того чтобы перевезти все декорации и актеров, понадобилось...целых 20 железнодорожных вагонов!

В сентябре 1936 г. для упорядочения выступлений артистов вне стен Донецкого государственного театра оперы и балета при нем организовано концертное бюро. В него вошли администраторы: И.Л. Розин, Муратов С.А., Здиховский А.А., Терлицкий.

В 1935 г. театр был в Мариуполе, где дал 30 спектаклей, которые посмотрели 35 тысяч зрителей. Коллектив театра под руководством заслуженного артиста республики Н.Н. Боголюбова усиленно работает над оперой Мусоргского «Борис Годунов». Кроме «Бориса Годунова» театр готовит к постановке оперы «Разлом», «Леди Макбет» и балеты «Лебединое озеро», «Корсар», «Бахчисарайский фонтан». В течении сезона силами театра даны 10 симфонических концертов. Театр был отремонтирован к 1935 г.

В 1937 г. к 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина театр готовился. С 10.11.1937 по 15.11.1937 г. были даны оперы «Евгений Онегин» «Пиковая дама», «Борис Годунов» Были и выездные концерты в радио узел, ДИНО, ДК. им. Ленина, институт, 240-й полк, на шахту им Ворошилова.

Репертуар театра утверждался горсоветом г. Ворошиловграда. Так на театральный сезон 1937-1938 гг были утверждены следующие оперы: «Броненосец Потемкин», «Кармен», «Травиата», «Тарас Бульба»,

Причем в театре сменился директор: Гольцман был отстранен, директором стал сначала Кудрин, а в 1939 г. — Журавлев.

Репертуар ворошиловградского театра оперы и балета на 1938-1939 гг.

1938 г.: «Эсмеральда», «Дубровский», «Кармен», «Поднятая целина», «Бахчисарайский фонтан», «Пиковая дама»;

1939 г.: «Перекоп», «Ромео и Джульетта», «Мать», «Бал-маскарад», «Помпадур».

Такая чехарда в театре была вполне закономерной. Почему? Объясню. В 1937 г., как говорится, «под сурдинку» массовых репрессий, в коллективе усилились и без того присущие артистической среде склоки. Театр – вообще-то жестокий мир, а тут такой удобный случай упрятать врага за решетку!

Одним из первых от закулисных интриг пострадал художник-постановщик театра Власюк Алексей Иванович. В 1936 г. полгода он провел в Москве, на стажировке в Большом Театре; в характеристике на него сказано, что «в общественной жизни театра т. Власюк принимает самое активное участие, отдавая все свое свободное время в подшефных воинских частях, на предприятиях в г. Ворошиловграде».

Склоки в театре выплеснулись даже на страницы газет («Социалистический Донбасс», «Коммунист» за 1938 год), речь шла о планомерном развале театра. Особенно досталось некоему тов. Ерофееву за антисемитизм и пьянство.

Финал столь роскошной театральной жизни наступил скоро и неожиданно, как для публики, так и для самих актеров. В 1940-м году, приказом Наркомкультуры театр был переведен в Донецк, Причины такого решения требуют дальнейшего краеведческого исследования. Во всяком случае, автору этих строк не удалось найти документов на эту тему. С тех пор и доныне в нашем городе нет своего театра оперы и балета.

Может, когда-нибудь и дождемся? Кто знает...

Маркевич А. Искусство требует жертв. И немалых / А. Маркевич // Свободный репортер. – 2008. - №37(84). – С. 18

Tags: Культура
Subscribe

  • уже не заговор?

    Но подгонять новые феномены мировой истории под эпизоды прошлого — не лучший способ что-то объяснить. История всегда готова предложить нам совсем…

  • (no subject)

    рецепт успеха на все времена, на службе. классика. Не рассуждать, когда не приказывают, смеяться, когда начальство вздумает сострить, думать и…

  • «Границу перейду пешком»: студенты-иностранцы рвутся в Россию

    Студенты из Казахстана, государства-лидера по числу обучающихся в российских вузах, обратились за помощью к правительству РФ, МИД и ФСБ – они…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments