capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Начало Великого поста

Пост — это время приготовления к великому празднику, когда душа очищается от греха. Посты бывают многодневные и однодневные. Многодневные — Великий, Петровский, Успенский и Рождественский, Однодневные — в среду и пятницу, в праздник Воздвижения Креста Господня, в день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна, в навечерие Крещения.

Великий пост начинается сразу после Масленицы и занимает семь недель, каждая из которых имеет свое название. Первая неделя — Соборная, а понедельник ее Чистый; вторая неделя — Григория Паламы; третья — Крестопоклонная; четвертая — Средокрестие, середина Великого поста; пятая — Похвальная; шестая неделя — Вербная, а канун Вербного Воскресенья — Лазарева суббота, когда отмечают чудо воскрешения Лазаря; последняя неделя Великого поста — Страстная, самая строгая.

«Наш народ не только соблюдает посты во всей строгости церковного устава, но идет в этом отношении значительно далее, устанавливая сплошь и рядом свои постные дни, неизвестные церкви. Так, почти в каждом селе, в каждой деревне можно встретить благочестивых старух и стариков, которые «понедельничают», то есть кроме среды и пятницы постятся и по понедельникам. Каждая деревенская хозяйка считает своим долгом иметь «постную» посуду, то есть особые горшки, миски и даже ложки, предназначенные исключительно для постных дней. Правило это соблюдается настолько строго, что богобоязненные бабы ни за что ни под каким видом не дают поесть в своем доме скоромного даже проезжему. Исключение делается для цыган, татар, немцев, а иногда и для господ, В этом случае посуда, из которой ели скоромное, долгое время считается как бы оскверненной, и хозяйки не велят домочадцам есть из нее.

Кроме ограничений в пище, крестьяне считают обязательным и половое воздержание. Считается большим грехом сожительство в постое время, и виновные в таком поступке подвергались строгому внушению священника и насмешкам со стороны односельчан. Сельские бабы по дню рождения младенца высчитывали, соблюдали ли супруги «закон» в пост. Особенно зорко бабы следят за сельским духовенством.

Следа за собой, взрослое население зорко следит за молодежью, наблюдая, чтобы в посты парни и девушки не затевали игр, не смели петь мирских песен, плясовых и хороводных...

В Великий пост крестьяне педантично постятся, готовя себя
к одному из больших христианских праздников —- Святой Пасхе. Во время говенья старики и старухи едят один раз в день, и притом не вареную пищу, а всухомятку, хлеб или сухари с водой. Наиболее благочестивые стараются по возможности ничего не есть всю Страстную неделю, разрешая себе только воду. Для детей в таких семьях «дневное голодание» обязательно только в Страстную пятницу, так как народ верит, что полное воздержание от пищи в этот день дает постнику прощение всех грехов, совершенных им после последней исповеди.

Говеют обычно раз в год, в Великий пост, и в преклонном возрасте несут эту обязанность с аккуратностью. Некоторые старые люди говеют два, три и даже четыре раза. Наиболее охотно говеют на первой, четвертой и Страстной неделе. В это время говеющие стараются как можно меньше говорить, чтобы не сказать пустого слова. По вечерам читают какую-нибудь божественную книгу, все слушают и молятся. Все церковные службы посещают добросовестно и аккуратно, а перед исповедью кланяются друг другу в ноги, прося простить согрешения Христа ради.

Каждый взрослый, приходя на исповедь, кладет в стоящее возле священника блюдо мелкую монетку, а в некоторых приходах еще и свечу, которая поступает в доход священника. После исповеди, прослушав «правило», говеющий кладет еще одну монету, уже на блюдо возле псаломщика. После разрешительной молитвы все расходятся по домам, поздравляя друг друга с очищением совести.
К принятию Святых Тайн готовятся, как к празднику: каждый старается приодеться как можно лучше, а некоторые женщины считают даже за грех явиться к причастию не в новом платье. Девушки по древнему обычаю приступают к таинству с расплетенной косой. Волосы при этом либо распускаются по плечам, либо завязываются в пучок, но в косу ни в коем случае не заплетаются.
После причастия считается великим грехом плевать, смеяться, ругаться, сердиться и ссориться, так как этим можно отогнать от себя святого ангела, который бывает при человеке после принятия Святых Тайн. Считается также грехом класть земные поклоны.

В Пошехонье сохранился один рассказ о раскольнике, притворившемся православным. Он причастился в церкви вместе со всеми, но причастия не проглотил, а удержал во рту. Придя домой, он раскрыл один из ульев и бросил туда причастие. Но вечером того же дня раскольник услышал, что в подполье, где у него стояли ульи, раздается пение и поют так хорошо, что рассказать нельзя. Спустившись в подполье, раскольник услышал, что пение исходит из того улья, в который он бросил причастие. Когда же он раскрыл его, то увидел, что пчелы сделали из сотов престол и на престоле лежит брошенное им причастие, от которого исходит ослепительный свет. Испуганный раскольник во всем покаялся священнику и стал православным».

«Полная энциклопедия быта русского народа»

М. Забылин. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия / Москва: «ЭКСМО», 2007.


Tags: Мифы и легенды_обычаи и обряды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments