«Я сижу и смотрю в чужое небо...»
Сегодня, когда как последние ласточки, из Крыма возвращаются запоздалые туристы, стоит спросить себя: «Интересно ли я отдохнул(а)? Будет ли мне что вспомнить зимой? И куда отправиться в следующем году?»
Что касается меня: с гордостью могу ответить, что долго еще буду вспоминать свой отпуск. Ведь я провела 14 дней в Египте! Конечно, я не сразу решилась на поездку в Африку, но загранпаспорт мой был девственно чист. Никогда ранее я не выезжала за границу. Итак, обзвонив с десяток туроператоров, я выбрала самый удачный вариант: 4 дня в круизе по Нилу, 3 дня на осмотр Каира и Александрии, неделя на Красном море.
Через некоторое время, держа в руках заветный ваучер (необходимый для заселения в гостиницу и не только) и авиабилет, я поднялась на борт «Боинга 737». Вскоре самолет набрал высоту; из иллюминаторов исчез сначала Борисполь, а потом и Киев. Весело щебетали туристы, попивая соки и алкогольные напитки. Спустя 4 часа мы приземлились в Хургаде. Африка приняла нас в свои жаркие объятия: несмотря на то, что было далеко за полночь, температура составляла +300С. Я сделала свои первые в жизни шаги по африканскому континенту. Хотелось вопить от радости, но необходимо, было схватить свой багаж и пройти официальные процедуры. Хорошо, что египтяне не бюрократы. Послюнявив марки (стоимостью 15$), один араб наклеил их в паспорт, другой «шлепнул» штамп и «под белы руки» меня подхватил гид из «African tours»,
Ну и зря я так волновалась до этого! Хотя, по приезде домой, просматривала отклики в Интернете по поводу отдыха в Египте и узнала, что многих страдальцев гиды встретить таки забыли. Автобус развез туристов по отелям. Поселившись в «Али-Бабе», я дала свой первый в жизни бакшиш. Он достался египтянину, который допер мои сумки до номера. Бакшиш обычно объясняют как чаевые за хорошо проделанную работу. Я бы расширила это понятие, добавив, что бакшиш – это узаконенное вымогательство денег с туриста за любую мелочь. Причем американцы и англичане воспринимают его как забавный восточный обычай. Бакшиш обычно дают в размере 1 египетского фунта (их фунт равен примерно одной нашей гривне). Я оставляла бакшиш за уборку номера в гостиницах я в других уместных ситуациях.
+40 в тени Карнакского храма
Да, очень жарко! И это несмотря на кондиционер. Едем в автобусе в г. Луксор. Раннее утро, а солнце уже слепит глаза. Кажется, оно вездесущее.В 5 ч. утра меня разбудил гид по имени Алмаз. Прихватив на завтрак «сухпаек», я погрузилась в автобус. Мои опасения не оправдались: еда (а это были бутерброды с колбасой, сыром, выпечка, яблоко и сок) оказалась вкусной.
Ехали мы часа три. Такие виды — не заскучаешь — только успевай глазеть в окно. Вначале ехали через каменистую пустыню, горы, горы, все какого-то серо-бело-красного цвета. Потом на подъезде к Луксору стали попадаться египтяне в национальной одежде-рубахе галабия. Похожа она на ночную сорочку с длинными рукавами. В такой, наверное, нежарко. Хотя, конечно, на взгляд европейца, выглядит комично. Египтяне, были заняты тем, что обрабатывали мотыгами кукурузу. А многие дома в Луксоре не имели крыш. Алмаз объяснил, что за такие не надо платить налог. Дождей в Египте почти не бывает, а от солнца можно на первом .этаже спрятаться. Правда, вид у города, как после бомбежки...
Экскурсию по Долине Царей, храму Хатшепсут и Карнаку нам провел самый настоящий копт (копты считают себя потомками древних египтян). Это был гид Ромеус. Болтал по-русски он лучше любого донбасца. Пока мы вылезали из автобуса, потея от жары он говорил без умолку. Еще и шутил. Просил называть себя Ромой, а еще лучше Ромашкой. Он оказался первоклассным экскурсоводом. Умело лавируя среди лавин туристов, ловко уворачиваясь от назойливых продавцов сувениров, Ромашка повел нас к самому интересному – к гробнице Рамзеса IV. Температура достигла +600С. Умные египтяне пустили по отрезку дороги от автобусной стоянки до гробниц вагончики на колесах. Удобно усевшись, можно спрятаться от жары.
Такие же вагончики бегают и возле храма Хатшепсут. Хатшепсут – это красавица, сумевшая отстранить от власти мужчин и построить при жизни прекрасный храм в свою честь. Все туристы судорожно фотографируют и фотографируются. А меня тянет за руку араб-смотритель. Он обещает показать что-то интересное. Этим интересным оказалась полуэротическая сцена ритуального брака Хатшепсут с одним из богов. А может, я не правильно поняла English араба?! Да, только в Египте я поняла, как правы были наши учителя, когда говорили:
– «Дети, учите английский!».
«Великий и могучий» вряд ли поможет вам в Египте. Разве что в Хургаде, да и то не всегда...
Следущее чудо, которое нам показал Ромка, — Карнак. Это огромный храмовый комплекс, простоявший не одну тысячу лет, несмотря на землетрясения и другие бедствия. Заочно он многим известен по фильму «Смерть на Ниле», снятому по мотивам одноименного детектива А.Кристи. Находясь внутри Карнака, ловишь себя на мысли: легче представить, что это построили инопланетяне, а не обычные люди.
Ромка после осмотра Кариака затащил нас в несколько лавок, где многие соблазнились купить духи, а также статуэтки из базальта (любая приличная стоила от 10 $).
Нил без крокодилов
4 дня нам предстояло любоваться Нилом из иллюминаторов теплохода «Solitair», куда мы заселились вечером того же дня. Алмаз, сказав нам название судна, тут же пошутил: «Не путайте с солитером». Ну и понятно, что до конца круиза теплоход мы называли только так. Он был пятизвездочный. Много таких «солитеров» ходят по Нилу. Американцы и итальянцы, англичане и румыны, русские, поляки и египтяне – кого только не было на борту нашего «Солитера»!
Кстати, каюты очень удобные и красиво обставлены. А насчет иллюминаторов я погорячилась: на самом деле в каютах были легко раскрывающиеся окна. До поездки в Египет я часто пыталась представить: какой же он, Нил? Воображение рисовало нечто величественное, как Днепр. Но Нил другой. Более спокойный и почти всегда синего цвета.
В голове во время круиза у меня крутились переделанные мною же слова знаменитого дореволюционного романса (его, кстати, использует в качестве рекламы одна из турфирм): «Однажды Нилом я плыла, на теплоходе — рай...»
Это было именно так: шикарное трехразовое питание, горячая вода, бассейн и прочие блага «проклятых капиталистов». С попутчиками тоже повезло: семь из 99 туристов оказались русскоговорящими. Позвольте представить их Вам. Молодая парочка москвичей – Серега и Светка, оба программисты, были «повернуты» на древнеегипетском символе жизни «анк». Искали его повсюду, и главное, находили. Роберт Израилевич с женой, киевляне, в Египте — восьмой раз, и еще пара из Волгограда. Киевляне и волгоградцы в силу своего возраста были тертыми калачами. На одном из базаров они, бойко торгуясь, накупили всякой всячины типа манго, гуавы, инжира, винограда и поедали все это в каютах. Наверное, желудки у них были способны переваривать и гвозди, потому что антисанитария на том рынке была – мама не горюй. Помню один из вечеров на теплоходе (как раз перед вечеринкой в египетском стиле). Я выунулась из каюты в окошко и по доброй русской традиции (так хорошо описанной в «Золотом теленке») решила запеть
Пела одну из своих любимых песен «Ой, то не вечер, то не вечер, мне малым-мало спалось..» Пела и вдруг поняла, что не одна в ночи. На нижней палубе стоял араб и внимательно смотрел на меня. А лотом запел сам, стараясь перекричать меня. Когда это ему не удалось, он на полную мощь включил какую-то дурацкую дребезжалку. Не менее запоминающимся стало для меня знакомство с Настей из Германии. Настя с родителями выехала из Казахстана в
Стоит ли перечислять все те храмы, в которых мы побывали?! Вряд ли. На это не хватит и трех газетных полос. Да и терпение у Вас, читатели, может иссякнуть. К тому же трудно передать словами все то очарование теплых египетских ночей, предупредительность обслуживающего персонала, таинственную тишину египетских свя-тынь (Абу-Симбела, храма Собска в Ком-Омбо...), неземную красоту рассвета в пустыне, тонкий запах раскуриваемого египтянами опиума в курильнях ( в принципе, это запрещено, но если очень хочется...) Очень хорош был ботанический сад на острове Китченера, нубийская деревня, где все мы затарились сувенирами по самое некуда.
А египетские кошки, живущие при храмах... Эти красивые и хищные животные заслуживают нескольких страниц текста. Но довольно. Лучше я расскажу Вам, что электричество в Египте очень дешевое благодаря Никите Хрущеву, а точнее, Асуанской плотине, которую СССР помогал строить Египту. Египтяне шутят: «Хрущев спас нас от крокодилов». И вправду, крокодилы, рискнувшие переплыть плотину, превращаются в фарш. Осмотрели плотину и мы.
А потом был чудесный вечер в г.Асуане, когда мы с Алмазом и Светой сели в экипаж и поехали в церковь. Молодец, Алмаз: в экипаже совсем другой настрой, чем в маши не. Асуан – город небольшой, провинциальный, авто не много. Мальчишка-возница пустил лошадку трусцой. Романтика! И тогда прозвучал призыв правоверным к молитве. Так я впервые услышала крик муэдзина. Казалось, его голос плыл над целым городом, звучал отовсюду: с небес, из-под крыш домов и магазинов, настигал при входе в лавку и при выходе из нее...
Мы побывали в коптской церкви Архангела Михаила, где меня поразили иконы: Святое Семейство на фоне пальм и пирамид и Дева Мария, стоящая на венке из 8 роз. Были мы и в мечети. Все верующие уже разошлись. Позже, уже в Украине, задавая себе вопрос: «Что больше всего понравилось в Египте?» я вспоминала почему-то не пирамиды, не Каир, не Красное море, а этот вечер в Асуане, когда местные жители выходили гулять на улицы города, посплетничать, перехватить чего-нибудь вкусненького у торговцев, гордых нубийских женщин, идущих за покупками, ярко освещенные витрины с золотом, свежий воздух, и наш экипаж, бодро трусящую кобылку, Алмаза...Кстати, Алмаз, этот 35-летний наш бывший соотечественник (киргиз из Бишкека), волею судьбы оказавшийся в Египте, бывший комсомолец, а ныне правоверный мусульманин, преподнес нам подарок, о котором сложно было и мечтать. Вместе с нами он плавал в чистых водах Нила. Что-то первобытное закопошилось тогда у меня в душе. Но все хорошее, увы, быстро заканчивается. Закончился и круиз.
Мусульманский пляж – это нeчтo!
Вот тронулся поезд с пыльного Асуанского вокзала, и в окне стали мелькать прелестные картинки: пальмы, дороги, мальчики, ослики, женщины.. .Задавив в себе чувство ностальгии (Светка, Сергей и иже с ними уехали в Хургаду на автобусе), я еще раз подивилась: до чего же славные поезда в Египте, аккуратные, чистые, еще и еду дают!
В 8 ч. утра следущего дня я была в Каире. Сразу же меня доставили в Каирский музей, где представили русскоговорящему гиду Захарии. Здесь придется сделать лирическое отступление, очень уж колоритная это личность. Забавно, что в некоторых отзывах о Египте упоминали и об Алмазе, и о Захарии, причем нелестно. Это просто не справедливо. Конечно, русский язык Захария знает не в совершенстве, но любит к месту и не к месту приговаривать: «Нe ходите, дети, в Африку гулять, в Африке гориллы, злые крокодилы.» Этому его научили туристы из Екатеринбурга, по его словам повернутые на медитациях и Блаватской. Русский Захария выучил году эдак 60-м в Одессе.
Ну так вот, Захария водил меня по Каирскому музею полтора часа.
Перед музеем египтяне развели маленький прудик с лотосами, а недалеко – могила основателя этого музея, бельгийца Мариотта. Не буду оригинальной, если скажу, что больше всего в этом музее меня поразила золотая маска Тутанхамона и его гробницы. Как это поет Бутусов: «он был очень умен и поэтому его называли Тутанхамон». Но это, конечно, полная ерунда.
Пирамиды в кольце многоэтажек
В полдень мы, наконец, добрались до пирамид. Захария решил прокатить меня на верблюде, долго уговаривал, говорил, что погоншик – его земляк, знаток верблюдов и им как мать родная. А верблюды его все шелковые, божьи одуванчики и послушные. И вообще, такая цена, всего
Меня поразило, что пирамиды находятся не в голой пустыне, на них полукольцом наступают многоэтажки – вестники современной цивилизации. Между пирамидами и Сфинксом проложили асфальт. В общем, дыхание времени.
Весь следующий день мы посвятили Александрии. 2 часа езды из Ка-ира – и ты у Средиземного моря. Александрия – очень оживленный город, настоящий мегаполис. Небоскребы, шоссе, тут же пляж, старинный форт, снова шоссе, море машин, людей, мечети, церкви… Музеи, трамваи, базары, парки, площади… Захария и водитель нашего авто, очень религиозные, как и многие арабы, доставили меня в рыбный ресторан, а сами пошли в мечеть И вот тут-то после молитвы Захария сделал очередной «финт ушами». Он поволок меня на мусульманский пляж. Я все время предвкушала плавание в Средиземном море, но не в такой же обстановке! Вообще-то женщины на мусульманском пляже сидят, закутанные по уши и в воду — ни-ни. На меня смотрели и тыкали пальцами. Я — человек застенчивый и долго не продержалась. Египтяне, особенно подростки, рассматривали меня совершенно неприличным образом. Всю обратную дорогу я дулась на гида. В общем, не ходите, дети в Африку гулять...
Но как я уже говорила, Египет – это не только мусульмане. Есть в Каире такая станция метро – «Мар Гиргиз» т.е. Святой Георгий. Это в коптском квартале. Рядом – церковь Св.Георгия, где представлены орудия пыток святого. При храме – кладбище. На нем хоронят с 4 века н.э. и доныне. На некоторых могилах растут кактусы. Надгробия, мраморные ангелы. Могилы русских людей, эмигрировавших после
После этого мы посетили церковь, возведенную на месте пещеры, где жили Мария, Иисус, Иосиф во время бегства в Египет. При церкви была иконная лавка, где я купила открытки религиозного содержания, веер с изображением сцены Тайной вечери. Еще ранее я разжилась папирусами. Редкий турист вбежит этого искушения.
В одной из церквей есть каменная Библия, где можно загадать желание. Захария подталкивал меня под локоть, говоря: «Загадай родить двух сыновей!» Но я загадала не это. Что, не скажу, а то не сбудется. Во многих туристических справочниках о египтянах говорится, что они обожают разговоры о своей семье, обязательно расскажут о своей и спросят Вас о вашей родне. Не стал исключением и Захария. Как-то в одном из кафе, пока я удалилась в дамскую комнату, он поймал двух русскоговорящих туристок, достал фото 20-летней давности и стал рассказывать, что у него одна жена и 3 сыновей, Я подошла как раз к кульминации, когда Захария торжественно произнес: «А девочек моя жена, к счастью, не родила». Мне стало не по себе от этих формулировок, но сама ситуация позабавила.
После того, как мы с ним побывали на каирском базаре, гид посадил меня на автобус в Хургаду и мы расстались навсегда.
Красное море на самом деле – лазоревое
В Хургаде у меня было все, как у всех туристов: пляж, массаж, анимация, т.е. развлекаловка. 7 дней пролетели незаметно. Конечно, как и многих туристов, меня несколько донимал шум самолетов (сказывалась близость аэропорта), но зато кормили как на убой. Мокрую одежду я сразу решила сушить на балконе и удивилась, когда увидела, что абсолютно все так делают. Некоторые особо продвинутые даже натянули веревки и пользовались прищепками. Плавать в Красном море было легко: оно очень соленое; вода сама тебя держит, Часто вместе со мной плавали маленькие полосатые рыбки. А вечером, гуляя по пляжу, можно было рассматривать огромных крабов, выползавших на берег. Сначала я мечтала поплавать ночью в море по имеющейся привычке, приобретенной на Черном море. Но вХургаде дали четко и ясно понять: в море ночью плавать нельзя, есть хищные опасные рыбы. Увы..;
Теперь, когда прошло уже не сколько месяцев со дня моего при бытия домой, я иногда закрывая: глаза и тогда перед моим мысленным взором предстают и сдержанный Алмаз, и веселый Захария (который повторял: «Хорошо, что ты приехала не в месяц Рамадан, а то бы я тогда не мог шутить и веселиться!»), золотые египетские украшения (так и не отважилась купить, т.к. смутил их цвет – ярко-желтый), а также продавец из гостиничного магазина Мохаммед. Увидев мой крестик, он спросил по-русски и практически без акцента: «Ты христианка?». После моего утвердительного ответа он долго и упорно выспрашивал, держу ли я посты, часто ли хожу в церковь. Оказалось, что Мохаммед – копт. Еще он ревностно и с уважением рассказал об их патриархе Шенуде III, упомянув год его рождения и основные события биографии. Но все это в прошлом. И я вспоминаю об этом радостно, без ностальгии. Ибо что может быть лучше дома?
Маркевич А. Две недели в Египте... / А. Маркевич // Вечерний Луганск. - 2006. - №44(305). - C. 18-19