"Пятилетку" правления Ющенко в Москве вспоминают как страшный сон. Российские дипломаты шутят, что 7 февраля (дата второго тура выборов на Украине) нужно сделать красным днем календаря, а то и приравнять к 9 Мая. И хотя все вроде бы позади, на скулах чиновников, ответственных за украинский участок российской внешней политики, начинают играть желваки, едва речь заходит о Ющенко. "Последние пять лет стали испытанием. Мы жестко боролись за то, чтобы не допустить вступления Украины в НАТО и сохранить там наш флот. Не без труда спасли каноническое единство православной церкви",— перечисляет в беседе с "Властью" один из непосредственных участников недавних дипломатических баталий на украинском фронте.
Самым сложным делом дипломат считает предотвращение церковного раскола между Москвой и Киевом, который едва не произошел в июле 2008 года. Украинские власти тогда попытались использовать празднование 1020-летия Крещения Руси, чтобы добиться объединения трех украинских православных церквей — Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной церкви — и убедить константинопольского патриарха Варфоломея признать УПЦ КП, считающуюся в России раскольнической.
Чтобы помешать этому, Москве пришлось провернуть целую спецоперацию, одним из главных героев которой оказался нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в то время возглавлявший отдел внешних церковных связей Московского патриархата. Кирилл приехал в Киев заранее, чтобы подготовить визит туда ныне покойного патриарха Алексия II, и сразу же столкнулся с реальной угрозой церковного сепаратизма, рассказывает собеседник "Власти" на Смоленской площади. "Даже митрополит Владимир (глава УПЦ МП.— "Власть") тогда не просто поднял вопрос об автономии, а попытался вручить Кириллу соответствующее прошение от лица всей церкви в присутствии ее иерархов. Но Кирилл не растерялся,— вспоминает дипломат.— Он попросил высказаться на этот счет горячих сторонников канонического единства, таких как митрополит Одесский и Измаильский Агафангел и архиепископ Львовский и Галицкий Августин".
Их пламенные речи в поддержку единства с Москвой произвели нужный эффект, и митрополит Владимир отозвал прошение. Одновременно через Турцию было оказано давление на вселенского патриарха Варфоломея, чья резиденция находится в стамбульском районе Фанар. "Турки помогли повлиять на Варфоломея, который, по нашим данным, был готов признать Украинскую православную церковь Киевского патриархата. В итоге все обошлось",— заключает сотрудник российского МИДа. Каким образом Москве удалось в борьбе за единство православия привлечь на свою сторону мусульманскую Турцию, он говорить отказался.
www.kommersant.ru/doc.aspx