capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Сегодня - день пророка Ильи

Ильин день – день памяти пророка Ильи, отмечаемый 20.VII /2.VIII . Ильин День праздновался во избежание грома и молний (ср. хрононимы: укр. Громове свято, серб. Илиjа громовник, болг. Гръмовник). Ильин День. считался временем летних гроз и бурь, страх перед последствиями которых (пожары, разрушения, гибель урожая) породил отношение к Ильину Дню как опасному и крайне неблагоприятному (ср. русс. Илья немилостивый, Илья сердитый). Ильин День входил в цикл дней, празднуемых для защиты от грома и пожаров: ср. также сербское поверье о том, что св. Пантелей (отмечаемый 27.VII) приходится Илье-пророку братом, а Огненная Мария (30.VII) — сестрой. В России в Ильин День совершались молебны в поле и в церквях и часовнях, посвященных Илье; запрещались различные виды хозяйственных и домашних работ (косьба, вывоз сена, жатва, а также стирка, колочение белья вальками); несоблюдение этих запретов могло навлечь на село, дом, угодья грозу, сильные ветры, пожары. В России в Ильин День совершались молебны от засухи.

У южных (реже и у восточных) славян известны поверья о том, что от грома в Ильин День портятся орехи: они становятся червивыми, пустыми, сгорают изнутри, «их съедает молния». Плоды лесного ореха и сам кустарник расценивались как прибежище демонического или хтонического существа, поражая которое, гром (громовержец) наносит вред и самим плодам (см. Лещина).

Ильин День считался календарной границей, когда проявлялись первые признаки осени. Болгары говорили, что в Ильин День Илья надевает первый из своих семи кожухов и поворачивается в сторону зимы, а в России считалось, что «на Илью до обеда лето, а после обеда осень». Верили, что с Ильина Дня перестает греть солнце («До Ильина Дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина Дня и на пустоши роса не обсыхает»); начинаются утренние холода и Даже заморозки («На Ильин День и камень прозябает», «До Ильи — хоть разденься, а после Ильи в зипун оденься»); сокращается световой день («Петр и Павел час убавил, Илья-пророк два уволок»); опадают листья с деревьев («Придет Петрок — оторвет листок, придет Илья — отщипнет и два»); начинаются дожди и ненастье («До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит», «Прийде Iлля, то наробить у полi гнилля»). С Ильина Дня запрещалось купание.

С Ильиным Днем связывалось сезонное исчезновение животных (змей, птиц и др.; ср. Воздвижение), а также начиналось «волчье» время: открывались волчьи норы и волки могли нападать на скот; в некоторых местах в Ильин День начинался сезон охоты на волков и охотники считали, что, затравив в Ильин День волка, они обеспечат себе удачу на будущее.

С Ильина Дня отменялись запреты на пищу нового урожая. В Ильин День пасечники в первый раз подрезали соты и угощали всех медом. К Ильину Дню должно было закончиться роение пчел; после него пасечники отгоняли чужой залетевший к ним рой, считая его ненадежным (ср. рус. «Ильинский рой не в корысть»). У восточных славян с Ильиным Днем связано появление хлеба из муки нового урожая (ср. приметы: укр. «На Илли новий хлиб на столи», бел. «На Илью поуну печь хлеба нальлю»). Хлеб из новой муки приносили для благословения в церковь, оставляли его перед иконой Ильи.

Ильин День был одной из хозяйственных границ года: в Ильин День могли начинать жатву («Илья жниво зачинает») или заканчивать уборку урожая (укр. «Илля на поли копи личить»), а также завершать косьбу: «Илья-пророк — косьбе срок»; после Ильина Дня косили толокой в помощь вдовам, сиротам и одиноким старикам (ср. бел. «Іванова сена — панове, а Ілліне — удовіне»).

Одним из наиболее заметных событий Ильина Дня была братчина — осенний праздник урожая.

pagan.ru/slowar/i/iler1indener18.php

Tags: Мифы и легенды_обычаи и обряды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment