Не знаю, читали ли вы знаменитую антиутопию «1984» Дж. Оруэлла? Нет? Тогда обязательно прочтите. Для тех же, кто читал, напомню один отрывок: «Это прекрасно – уничтожать слова. Главный мусор скопился в глаголах и прилагательных, но и среди существительных – сотни лишних. Не только синонимов, есть и антонимы. Возьмем, например, «голод». Если есть слово «голод», зачем вам «сытность»? «Неголод» ничем не хуже, даже лучше, потому что оно – прямая противоположность.
«Хороший» – для кого хороший? А «плюсовой» исключает субъективность. Если вам нужно что-то сильнее «плюсового», какой смысл иметь целый набор бесполезных слов: «великолепный», «отличный»? «Плюс плюсовой» охватывает те же значения, если нужно, еще сильнее:«плюс плюс плюсовой». Это и есть новояз.
Новояз – единственный на свете язык, чей словарь с каждым годом сокращается. Задача его – сузить горизонты мысли. Вся литература прошлого будет уничтожена».
Прочитав эту книгу, подумала: «Как странно: выдуманные люди, жившие в тоталитарном обществе, «убивали» слова, а наш Даль их, наоборот, возрождал из пепла, спасал от забвения». Хотя принципы построения его словаря, как и словаря новояза был гнездовой. Вот тут-то мне и захотелось узнать о Дале побольше.