capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Categories:

Матусовский. часть 2

часть первая здесь - https://capricios.livejournal.com/2812202.html

Школа в Полтавском переулке

В положенное время Михаил пошел в школу. Учился он в школе № 13, которая находилась в Полтавском переулке, в Камброде.
От Булацелевского переулка, где жила Адя, до Полтавского переулка - рукой подать, надо лишь немного пройтись по улице Карла Либкнехта. А во времена молодости поэта ее называли "бывшая Садовая". Одноэтажные каменные дома, фруктовые сады, огороды, которые спускаются к реке Луганке. Рядом расположен городской сад (сейчас Парк 1 мая).
«Наискосок от школы, как раз на углу Полтавского переулка, в бывшем доме Стефановича помещался краеведческий музей. А перед входом в него была установлена каменная скифская баба, каких немало можно встретить в Донбассе на степных перепутьях. Вполне возможно, что она видела воинов князя Игоря, дышала дымом их костров, так как путь их пролегал неподалеку от наших мест. Огромная тупоголовая глыба стояла, покосившись и сложив под грудью на выступающем вперед пузе обрубки тяжелых рук.
За семь лет пребывания в школе мы привыкли к ней и обращались с нею запросто. Мальчишек мало тревожил тот факт, что старухе исполнилась не одна сотня лет, что она знавала времена, о которых молчит краткая школьная история. У подножия ее мы играли в мяч, в перышки, в классы, иногда включая и ее в свою игру. От квадратной спины хорошо отскакивали мячи».
В процитированном отрывке говорится о бывшем доме Стефановича. Кем он был? Это первый директор Луганского ликеро-водочного завода Николай Иванович Стефанович (1899). Свой дом он построил в начале 20 века в модном тогда стиле модерн. Николай Иванович был необычным человеком. Он занимался общественной деятельностью; был лично знаком с Дмитрием Ивановичем Менделеевым; был избран в городскую думу, ходатайствовал об открытии первого в Луганске музея и собирал для будущего экспонаты. В 1914 году его мечта была почти реализована, но Первая мировая война разрушила эти планы.



каменная баба. музей скульптур, Луганск, фото 2010

Музей все же был создан, уже после революции. Открылся он в январе 1920 года, и по иронии судьбы располагался в национализированном доме Стефановичей. В 1942 году здание музея попало под бомбежку, и было разрушено. Однако вернемся в 1920 - е, к рассказу о школьных годах поэта Матусовского.
По признанию самого Михаила Львовича, его любимым предметом в школе была ... геодезия. Школьная программа той эпохи сильно отличалась от нынешней, - да и сами школы носили название "трудовые", - потому неудивительно, что школьники с учителем, взяв спокойно треножник и нивелир, рейки и вешки, шли в степь, благо начиналась она чуть ли не за поворотом.
Стихи Михаил начал писать рано. И публиковаться тоже. Первое стихотворение поэта было напечатано в газете "Луганская правда", когда автору едва исполнилось 12 лет! А первым доброжелательным критиком Мишиных стихов стала его учительница русского языка и литературы Мария Семеновна Тодорова. Матусовский позже вспоминал, что «круглолицая, да и вся какая-то кругленькая, легкая, она вкатывалась в класс, как колобок. Портфель у Марии Семеновны тоже был крепкий, черной кожи, набитый нашими диктантами».
Именно ей поэт позднее посвятит песню «Школьный вальс». К тому времени оба пережили войну. Матусовский - фронтовой корреспондент, а Мария Тодорова - подпольщица в Одессе.
Об истории написания "Школьного вальса" Матусовский вспоминал так: «Когда композитор Исаак Дунаевский предложил мне написать песню о школе, первой, о ком я вспомнил, была Мария Семеновна». Начальный музыкальный вариант песни, наигранный Исааком Осиповичем, пришелся не по душе поэту.
Матусовский: «И тогда Дунаевский установил на пюпитре вместо нот пустую коробку от папирос «Казбек», на обратной стороне которых карандашом и наспех была нанесена только одна нотная строка. Это была мелодия будущего «Школьного вальса».
Через несколько лет Михаил Львович вновь встретился с любимой учительницей и со своими одноклассниками. Случилось это в 1975 г. в Ворошиловграде.
«Снова я шел привычной дорогой в школу мимо железнодорожного переезда, где давным-давно бабы торговали баранками с маком. Ах, это возвращение в родной город, где мы давно не бывали, это смутное узнавание ворот, крылечек, углов, перекрестков. Это опасная игра, когда одной ставни на окне достаточно, чтобы потянулась целая вереница воспоминаний о несостоявшейся любви, о детских чувствах, тем не менее серьезных и значительны.
Я так торопился, что пришел с женой в школу за полчаса до назначенной встречи и был испуган воскресной тишиной в школьном здании, предназначеном для того, чтобы в нем всегда шумели».
После долгожданной встречи поэт написал стихотворение:
Опять я был на родине в Донбассе,
Где дни всегда в работе коротки,
Где ночью у строителей на трассе
Мигают путевые огоньки.
Опять его привычки и законы,
Как в детстве были властны надо мной.
И царственно дымились терриконы
И в доме пахло горечью степной.
Опять мои скитанья и прогулки
Сопровождал невнятный гомон дня,
Опять я был в Полтавском переулке,
Где липы помнят маленьким меня…

далі буде
Tags: История города Луганска, Литература, Матусовский, краеведение, музыка
Subscribe

  • Советский Кишинев. Год 2018-й.

    С одной стороны Молдова пытается забыть свое советское прошлое, с другой стороны напоминаний в том же Кишиневе очень много. С главной площади убрали…

  • (no subject)

    potsreotizm.livejournal.com/884339.html

  • Созданные равными

    В своей фото-книге "Created equal" ("Созданные равными") фотограф литовского происхождения Марк Лайта из Детройта показывает всю…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment