capricios

Categories:

Вышел новый сериал "Дивный новый мир"

Мнение зрителя: Тем временем сериальный формат добрался до Олдоса нашего Хаксли. Встречайте его "Дивный новый мир". Считать ли его выход на экраны именно в 2020-м году неким специальным посланием, учитывая происходящее вокруг, или же просто случайным совпадением - дело вкуса.

Любителей дотошного совпадения визуальной экранизации с текстуальным авторским каноном спешу огорчить: сходство наблюдается лишь в плане общей сюжетной канвы, сеттинга, имен главных героев и ряда запоминающихся деталей вроде квазирелигиозного культа Генри Форда и мемов типа "Сому в рот - и нет забот", «Лучше новое купить, чем старое чинить» и прочих афоризмов потребительского капитализма.

В остальном, после первых нескольких эпизодов сценаристы скрещивают сеттинг мира Хаксли с мирами "Посвященного", "Равных", недавно вышедшего "Крушения утопии" и даже "Мира дикого Запада". Да и в целом, ироничную и злую социальную сатиру литературного первоисточника авторы превратили в мрачноватую антиутопию, что в целом соответствует настроениям эпохи, в которой по обе стороны Атлантики бродит не только воскресший призрак коммунизма, но и материализовавшиеся духи мальтузианства и самого пошлого социал-дарвинизма.

Так что деление счасливого и беззаботного общества будущего на классы альф, бет, омег и эпсилонов, больше похожих на индийские касты с жесткими перегородками, исключающими социальную мобильность как принцип, совсем не кажется анахронизмом или чрезмерным преувеличением. Мы наблюдаем нечто подобное в варианте лайт уже в нашей сегодняшней постсоветской реальности с ее передаваемыми по наследству социальными статусами, должностями и привилегиями.

Авторы словно бы намеренно оживляют и переносят на экран актуальные страхи как крайних консерваторов (всеобщее чипирование, "цифровой концлагерь", дети из пробирок и ставшие ругательствами термины "мать" и "отец") так и опасения левых футурологов относительно "железной пяты олигархии". Вообще пугать современного западного, а теперь уже и нашего обывателя разного рода фашизоидными по сути технократическими и меритократическими утопиями это в некотором роде de bon ton массовой культуры начиная минимум с двадцатых годов прошлого столетия. Как и опасение, что общество равных творцов, о котором грезили прогрессисты морфирует в общество стандартизированных потребителей, от свободного выбора которых не зависит ничего, включая то, что именно они будут потреблять и чем восхищаться.

Имена главных героев, бросивших вызов прекрасному новому обществу потребления тоже не выглядят случайными: Ленина и Маркс. Ну, а кто же еще, в самом то деле? 

====

мое мнение. по первым 2 сериям  + спойлеры. так, сразу скажу, что фильм жестокий, не потому что мужик- раб с балкона сиганул и кровь брызнула ... а вот эти моменты именно "соц неравенства и каст" ... когда детей из низшей касты лупят за то, что они лезут к детям высшей касты. И насчет поездок "к дикарям" как форма туризма ... тоже оч жестоко показано. Немного, извините, напомнило все эти современные cultural village. 

лучше все -таки сначала книгу прочитать. 

кстати, мне показалось, что именно тут они пошли близко к тексту в сериале. Что касается будущего, то показано прекрасно. что касается Парка дикарей ... ну, тут может, что -то по фрейду, но мне было смотреть не так интересно.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.