capricios

Categories:

Роман Льва Толстого «Анна Каренина» и мода 1870-х годов

Роман «Анна Каренина» Толстой задумал в начале 1870-х годов. При описании персонажей он опирался на реалии своего времени, в том числе и на модные тенденции. В этой статье VATNIKSTAN разбирает, как мода третьей четверти XIX века повлияла на облик героев и героинь «Анны Карениной».

Поскольку первая часть романа была напечатана в 1875 году, мы можем предположить, что в ней представлены моды начала 1870-х. Обратимся к одному из первых описаний костюма в «Анне Карениной», в котором Толстой показывает образ Кити на балу.

«Несмотря на то, что туалет, прическа и все приготовления к балу стоили Кити больших трудов и соображений, она теперь, в своем сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и её домашним ни минуты внимания, как будто она родилась в этом тюле, кружевах, с этой высокою прической, с розой и двумя листками наверху».

Далее Толстой подробнее говорит о наряде Кити. Мы узнаём, что у платья был пояс в виде ленты, кружевная берта (широкая полоска кружева, которую нашивали в виде пелерины), розетки (мелкие украшения в виде розовых бутонов). На руках Кити были перчатки с тремя пуговицами, а на шее — бархатка, популярное украшение в виде ленты с медальоном.

О том, как могла выглядеть героиня Толстого, можно судить по модным гравюрам того времени. На них изображаются дамы в платьях с турнюром (подушечка, крепившаяся на талию сзади), обилием многослойных украшений, длинным шлейфом. Все наряды отличаются низким декольте с открытыми плечами, как того требует бальный этикет.

Сама Каренина на том же балу была одета в чёрное платье, обшитое венецианским гипюром, что вероятно, создавало резкий контраст на фоне остальных туалетов, выполненных в традиционной для балов светлой гамме. Интересно, что изначально Кити предлагает ей одеться в лиловое платье, и это неслучайно. В 1870-х годах, после открытия синтетических красителей, лиловый стал очень популярен.

«Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем её точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у неё, в чёрных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу».

В короткой главе, где Каренина и Вронский спорят о том, стоит ли ехать Анне в театр, героиня, готовая к вечернему представлению, одета в шёлковый наряд, а на голове у неё модный убор с кружевами.

«Анна уже была одета в светлое шёлковое с бархатом платье, которое она сшила в Париже, с открытою грудью, и с белым дорогим кружевом на голове, обрамлявшим её лицо и особенно выгодно выставлявшим её яркую красоту».

О том, как выглядели шляпы и аксессуары для пышных причесок, мы можем узнать, взглянув на модную гравюру за 1873 году из журнала Le Monde Elegant.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.