Одной из самых знаменитых, талантливых и противоречивых фигур в искусстве XX века является Лени Рифеншталь. Ее «Триумф воли» и «Олимпия» признаны лучшими пропагандистскими фильмами XX века. Несравненны ее фотолетопись первобытного племени, «Подводный мир». Революционные открытия Лени Рифеншталь взяли на вооружение последующие поколения мастеров документального кино. Но она на протяжении всей жизни поддавалась остракизму, настолько талантливо и ярко пропагандировала фашизм.
Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 в семье состоятельного коммерсанта. Но она никогда не была “золотой молодежью”. После окончания Берлинской школы искусств танцевала в балете вместе с Мери Вигман. В 21 год Лени выступила с первой сольной программой. Ее танцевальные номера пользовались успехом в Берлине, Мюнхене, Праге и Цюрихе. Играла в спектаклях легендарного театрального режиссера Макса Рейнхарда. Говорят, что, только услышав ее голос, мужчины вставали словно завороженные, и стояли на протяжении всего спектакля.
Но после травмы колена о карьере танцовщицы пришлось забыть. Как-то, стоя в берлинском метро и ожидая поезда перед очередным визитом к врачу, Лени увидела афишу фильма «Гора судьбы» . Режиссер фильма, бывший геолог Арнольд Фанк был создателем жанра «люди в горах». Лени тут же отправила Фанку свои фотографии и восторженные газетные рецензии.
И Фанк вывел ее на съемочную площадку. Для начала новенькую без долгих разговоров швырнули в настоящий сугроб перед камерой. Так состоялся кинодебют Лени Рифеншталь.Она стала первой звездой «горного кино». Не зная страха высоты, забиралась на отвесные вершины без страховки и босиком, ибо этого требовал закон жанра. Не раз по сценарию ее накрывала лавина, и тогда ей приходилось буквально купаться в снегу. Жизнь кардинально изменилась одной зимней ночью, когда Лени фон Рифеншталь однажды взяла в руки камеру, чтобы при свете факелов снять лыжный поход. Вдруг в руке у рядом стоящего мальчика взорвался факел. Агрессивное пламя задело ее лицо и руку. Не отвлекаясь ни на свой ожог, ни на обожженного ребенка, Рифеншталь продолжала снимать. Она не чувствовала боли и не слышала криков испуганных коллег. Трагический случай был для нее не более чем эффектным эпизодом нового сюжета.
В 1932 году она сняла свой первый фильм «Голубой свет». За главную роль в режиссерском дебюте «Голубой свет» Лени получила золотую медаль на Венецианском кинофестивале (1932). Годы спустя, превратившись в сутулую старушку, Рифеншталь вспоминала: «Это пророческий фильм моей жизни. Меня любили и ненавидели, как и героиню фильма. Как она лишилась хрустальных сокровищ, так и я теряла идеал за идеалом».
Дальше – больше. В стенах собственной киностудии девушка с обожженной рукой добровольно возложила на себя обязанности сценариста, режиссера и продюсера. Отныне ее голос стал командирским: в ее подчинении находились десятки и десятки мужчин. Теперь понятен выбор Адольфа Гитлера, долго подбиравшего руководителя для создания фильмов для нацистской партии.
Лени Рифеншталь никогда не была просто художником. Она на киноэкране не только показывала «нового человека» и сильную личность, но и принимала активное участие в формировании идеологии Третьего рейха. Через пластику обнаженного человеческого тела и через движения толпы, закрученной в огневороты парадной свастики, ей удавалось прикоснуться к глубинным архетипам, выразить суть нацистской идеологии и чувство расового превосходства «белокурой бестии».
Однажды она случайно зашла в Берлинский Дворец спорта в момент выступления Гитлера. Наэлектризованная атмосфера политического митинга и выступление Гитлера поразили Лени фон Рифеншталь. Находясь в шоковом состоянии, трибунному кумиру она написала восторженное письмо. В скором ответе ей назначили аудиенцию. При личной встрече фюрер признался в любви к героиням, сыгранным Лени. Проанализировав ход беседы, чуть позже Гитлер предложил ей снять документальное кино о Нюрнбергском съезде нацистской партии. Видимо, партийная толпа виделась ему горной вершиной. Или в прошлом баловавшийся рисованием Гитлер почувствовал в актрисе родственную душу.
Для Лени Рифеншталь нацисты создали идеальные условия. Под ее рукой оказались три дюжины операторов с ассистентами, загруженных 30 камерами. За Лени ходили с блокнотиками около 80 помощников, записывая все ее устные распоряжения. Но самые впечатляющие панорамы она сама сняла камерой, спрятанной между флагштоков. Лени Рифеншталь так вдохновляла атмосфера партийного съезда в Нюрнберге, что ей удалось совершить революционный прорыв в жанре документальной хроники. Например, установив камеру на асфальте и заставив оператора принять лежачее положение, она превратила ораторов невысокого роста в богоподобных титанов, упирающихся бритыми затылками в грозовые тучи.
Премьера фильма «Триумф воли» была приурочена к дню рождения фюрера 20 апреля
В Париже Лени Рифеншталь за фильм «Триумф воли» получила Гран-при и золотую медаль. А на фестивале в Венеции – главный приз. Следующий ее фильм – «День свободы – наши вооруженные силы» (Tag der Freiheit! – Unsere Wehrmacht!) – столь же талантливо славил возрождающуюся армию. Да, она не состояла в НСДАП. Но своими фильмами привлекла на сторону нацистов больше людей, чем Иозеф Геббельс со всем своим министерством пропаганды.
После премьеры «Триумф воли» демонстрировался во время XI Олимпийских игр в Берлине (
Главными героями были спортсмены, которых снимали в миг наивысшего напряжения, наивысшего счастья и стремления к победе. От античной Греции Лени провела прямую дорогу к современности, к современным олимпийским играм. Перед глазами зрителей проплывают древние храмы и греческие ландшафты, пустые стадионы. Знаменитые статуи античных спортсменов вдруг оживают и плавно превращаются в могучих культуристов арийского толка. Вот кто наследует красоту, силу и мощь древних героев. Она пустила в ход невиданные ранее приемы съемки. По технике съемок, композиции, все тому же неисчерпаемому новаторству фильм превзошел даже «Триумф воли» и вновь попал в золотую коллекцию кинематографа. По сей день никто не смог повторить того успеха и сделать картины о спорте лучше, чем Рифеншталь. От комплимента не удержался даже Сталин, который посмотрев фильм, прислал ей поздравительную телеграмму. А в 1948 году Международный Олимпийский комитет вопреки общим антигерманским настроениям, присудил ей награду за «лучший фильм о спорте».
Когда Третий рейх рухнул Лени вместе с матерью оказалась в американской зоне оккупации. Американцы ей предъявили обвинения по трем пунктам: во-первых, что она была членом нацистской партии, во-вторых, что она участвовала в акциях гитлеровской пропаганды, в-третьих – что она использовала труд цыган из концлагеря. С 1949 по 1952 год длилось следствие. Международный трибунал во Фрайбурге оправдал Лени Рифеншталь за отсутствием улик, но ее признали «попутчиком» (Mitlaufer), т.е. «сочувствующей нацизму».
Хотя в 50-е годы у нее было много проектов, и с ней были готовы работать многие известные актеры (Анна Маньяни, Жан Кокто, Жан Маре, Брижит Бардо и др.), ни один проект не был доведен до конца. Отсутствие работы, хроническая нехватка денег, жизнь на грани нищеты...
У кого-то опустились бы руки, Лени же занялась художественной фотографией. Однажды, бессонной ночью 1955 года, она прочитала от корки до корки «Зеленые холмы Африки» Эрнеста Хемингуэя, и ее охватило непреодолимое желание побывать там, во что бы то ни стало.
В 1956 Лени решается одна ехать в Африку (к этому времени ей уже исполнилось 54 года). Она прожила несколько лет в Африке, фотографируя и исследуя жизнь и обычаи нубийских племен. Результатом стал ее фотоальбом «Последние нубийцы», в котором настолько очевидно желание показать красоту человеческого тела, что критики снова обвинили ее в пропаганде «нацистской эстетики». Она парировала: «Да, я снимаю красивые тела. Меня привлекают эстетические темы, а не отрицательные».
Погрузившись в детали первобытного быта, певица арийской расы сделала десятки талантливых снимков. Мир африканских фотографий не подразумевает существования смерти, старости, болезни или телесной ущербности. Темнокожие обитатели девственной глубинки Африканского континента показаны равноправными членами экипажа звездолета Земля. Но ее и здесь ожидала травля: еврейские эмигранты с Брайтон-Бич в газетных фельетонах обыграли особенности шрифта. Название книги они спародировали как “ПИВА нет” (The last of the NUBA). И до сих пор нет никакой надежды на обнародование фильма «Черный груз», снятый ею в Кении и Уганде. Это документальный подбор фактов о современной работорговле в Африке. Возможно, совсем не ошибаются интеллектуалы, которые в ее новых работах увидели талантливые обвинениея в адрес американизированного человечества.
Влиятельная американская писательница, критик, культуролог и правозащитник Сьюзан Зонтаг написала статью «Магический фашизм», напрямую связав красоту нубийцев с красотой фашистских парадов. Зонтаг писала: «Несправедливо утверждать, что влияние «Триумфа воли» было обусловлено якобы гениальностью режиссера. Рифеншталь всегда была одержима идеей красоты, вот почему фотоальбомом о нубийцах она заново переписала свое прошлое – отныне она только искательница красоты, а не пропагандистка с дурной славой».
Рифеншталь была потрясена. Она но не сложила рук и по-прежнему ищет прекрасное. И находит его под водой. Вместе со своим мужем, оператором (они сошлись, когда ей было 68, ему – 28 и прожили вместе 38 лет) она осваивает акваланг и технику глубоководных погружений. В 72 года, утаив свой истинный возраст, она получила удостоверение аквалангиста. С 1976 по 2000 год – 2 тысячи погружений. Фильм «Подводный мир» – это красота в ее первозданном виде. И снова никакого авторского текста. Подводные «солисты» исполняют множество одноактных балетных номеров под тщательно подобранный музыкальный фон. Рифеншталь выпускает книгу «Коралловые сады». И снова ей напоминают о прошлом, да еще в журнале «Штерн»: «О творчестве Рифеншталь написано много – как хорошего, так и плохого. Правда же на мой субъективный взгляд заключается в том, что для нее форма всегда была важнее содержания. Застывшая красота мертвого кристалла для нее так же хороша, как неистовый хоровод исступленных огнепоклонников. В этом сила таланта Рифеншталь, и в этом его слабость, сделавшая ее «публичной девкой нацизма».
Представляя свою последнюю работу, «Впечатления под водой» - монтаж записей редких рыб и растений, сделанных в Индийском океане она сказала: «Я хотела бы, чтобы обо мне помнили как о женщине, которая всю жизнь очень много трудилась».
Умерла Лени Рифеншталь во сне от остановки сердца на 102-м году жизни. Люди помнят ее как гениального художника, но и то, что на фильмах Рифеншталь воспитывалось поколение солдат вермахта; что под музыку из «Триумфа воли» обречённые шли в газовые камеры; что моральная ответственность за шесть миллионов погибших евреев лежит в том числе и на ней. Талант, использованный во зло, разит сильнее, и потому ответственность великого художника перед человечеством особенно велика.
varjag-2007.livejournal.com/677310.html