capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Школы Луганска во время оккупации

В этом году мы отметили 60-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Работая над выставкой "Этот День Победы!..", открытой к, 9 Мая в Музее истории и культуры города Луганска, все сотрудники провели кропотливые исследования в Государственном архиве Луганской области. В результате были найдены интереснейшие документы и материалы. Именно они помогают разобраться в подлинной картине жизни нашего города военного периода. Свои размышления и выдержки некоторых документов я предлагаю вашему вниманию. Однако хочу отметить, что поиски мои велись в одном направлении, дабы охватить все возможное по теме Школьное образование в Луганске в годы ВОВ".
В городе до прихода немцев работали 33 средние и неполные : средние школы с охватом учащихся в 26000 и учительским коллективом 1005 человек. По тому времени они были полностью оборудованы кабинетами, библиотеками, учебными принадлежностями и другими необходимыми предметами.


Черные дни фашистской оккупации отметили своей печатью все школы города, которые вынуждены были остановить свой учебный процесс. Помещения школ занимались немцами под жилье, склады, конюшни. Школьное оборудование уничтожалось и использовалось как топливо. Хозяйничанье оккупантов ежедневно отмечалось либо пожарами крупных помещений, либо разрушениями.
Совсем уничтожено было 10 школьных помещений на сумму 10 миллионов рублей. Среди них такие новостройки-школы, как № 13,25,28.
Полуразрушены 11 школьных зданий на сумму 7 миллионов 300 тысяч рублей. Например, в прекрасном 4-этажном здании 33 средней школы фашисты в первом этаже устроили конюшни, на верхних этажах – казармы для солдат. В светлых комнатах они раскладывали костры, сжигали рамы, двери и полы. Здания шестой и двадцать седьмой школ немцы разрушили снарядами из дальнобойных орудий. Кроме уничтожения материальных и культурных ценностей, непрошеные гости принялись за активную "работу" по проведению фашистской пропаганды. Специальный отдел гестапо занимался пропагандой и школами. Первым делом и средством проведения такой пропаганды был выпуск нацистской газеты „Нове життя". Вторым – открытие школ, в которые насильно записывали детей 7-11 лет. Их намеревались подготовить к роли покорных рабов. Детей с 12 лет брали на учет через школу на биржу труда, а оттуда – на работы в Германию. Несмотря на "обязательное обучение", всех детей охватить не смогли, поскольку многие сознательно ме посещали школу и тем более не желали покоряться "новым порядкам" а школе.
Во время немецкой оккупации в городе работало только 15 начальных школ с охватом 1800 детей. Кроме начальных с ноября работали три «фахові», где готовились узкие специалисты.
Обучение и воспитание в немецкой школе проходило на основе фашистской методологии, о чем ясно подчеркивалось даже в местной прессе.
Так, в газете „Нове життя" от 23.08-1942 г. говорится о том, что вся работа в школе должна проходить: „Під кутом німецько-украї­нської співпраці та скерування на Європу". Немцы кричали о необходимости воспитания детей в духе реального идеализма или точнее – просто фашизма.
Главными дисциплинами в школе были немецкий язык, украинский язык, труд, арифметика, пение. Остальные либо вообще упразднялись "за ненадобностью", либо сокращались до минимума часы преподавания.
Обучение в школе велось без учебников, т.к. существовало строжайшее распоряжение немецкого командования об уничтожении всех советских учебников. За пользование ими «виновные» привлекались к ответственности по законам военного времени. Вместо учебников в школах предлагали пользоваться газетой «Нове життя», где услужливо печатались «Літературна» или «шкільна» страницы, заполненные стихами.
Большинство детей понимало чему они могли научиться в школе и чего от них хотела бы немецкая власть. Потому и неудивительно, что дети выражали свой протест против хозяйничанья оккупантов: ученики 3-й СШ 15 раз портили телефонные аппараты немецкого штаба, помещавшегося в здании СШ № 5.
Известны были массовые случаи порчи бензинных баков, фар в машинах. Во многих школах ученики срывали немецкие плакаты, стреляли из рогаток в портрет Гитлера. Во время занятий в школе № 8 дети бросали в окна камни, однажды бросили горящую киноленту, желая этим сорвать занятия.
Читая подборку детских сочинений на тему "Что я пережил во время оккупации", я поражалась глубочайшим переживаниям, так бесхитростно и просто изложенным на пожелтевших тетрадных листах в косую линию. В эти моменты начинаешь действительно ценить жизнь; бесспорно трудное, но мирное (!) время, в которое мы живем. Хочется привести вашему вниманию неко­торые отрывки этих сочинений.
Юлия Городовиченко. 8-й класс СШ № 26; 26/Х1 1943 год.
Что я пережила во время оккупации. Лето 1942 года, Наши части покидают свои родные края и отступают. Какая жуткая картина! Все уходят, а я остаюсь на смерть палачам, так как нет никакой возможности отступать. При одном воспоминании о том, что остаюсь, все тело пробирает дрожью. Как ни хочется жить, но не хочется и умереть такой смертью. А немцы подхо­дят все ближе и ближе.
Город пустеет. Изредка слышна пулеметная очередь.
Но вот немцы совсем уже близко, и слышу я душераздирающий рев машин... вместе с ними повеял тяжелый воздух, неся к нам огромную грозовую тучу, которая нависла над нашим городом. О! Это начались мучительные дни моей каторги! Город окутан туманом, не видно солнца... Немцы грязные, полуголодные отбирали последний кусок, врываясь в квартиры, разбивая все на пути...". Почти во всех детских сочинениях присутствуют воспоминания о злодействах немецких оккупантов. Вот еще одно письменное свидетельство этого: "Хлеба мирному населению не давали, в том числе и нам, и мама за сто километров с тележкой в руках ездила менять хлеб, даже ходила по степи, разрывала снег и собирала колосья. Такое положение было при немцах. Когда они отступали – угоняли скот, людей, увозили все, что попадалось им под руки...".
(Ученица СШ №3,7-й класс В. Кологилова).Самое поразительное, на мой взгляд, то, что девочка через запятую перечисляет людей и животных, словно на подсознании понимая, как незначительна была человеческая жизнь в глазах фашистов. И как подтверждение тому нахожу еще один крик детской души (ксерокопия прилагается ниже).


В конце сочинений обязательно звучат слова надежды на будущую победу и благодарности освободительной Красной Армии. Причем за очертаниями привычных и кажущихся нам шаблонными фраз чувствуются истинные эмоции, переживания; настоящая радость освобожденных от гнета людей.
После исторического дня 14 февраля 1943 года, когда город был освобожден от немецких оккупантов, вновь закипела жизнь. С первых же дней учительский коллектив, собрав вокруг себя актив родителей и учащихся, приступил к работе. С 18 по 25 февраля 1943 года начали работу 20 школ города с охватом 6629 детей. И это при том, что приходилось работать в тяжелейших условиях разрухи, почти ежедневных неприятельских обстрелах! В большинстве зданий недоставало стекол, не было отопления, мебели. Но, вопреки всему, наплыв детей с каждым днем увеличивался. Имевшиеся школьные помещения уже не могли вместить пополнившееся количество учащихся. Возник вопрос о добавлении зданий.
Летом 1944 года были восстановлены 5 школьных зданий по плану: СШ № 2, 7, 11, 16, 21 и сверх плана 3: № 6, 15, 29. Капитальный ремонт произведен в следующих школах: №9, 10, 12, 14, 17, 18, 33. С огромным энтузиазмом вся общественность города принимала участие в благом деле. Всего около миллиона рублей было затрачено.
Городским отделом народного образования проводилась работа по всеобучу. Учащимся, не имеющим возможности посещать школу в силу инвалидности или слабого материального обеспечения, были, организованы занятия на дому прикрепленными учителями. Были созданы классы для переростков. Педкадрами школы были обеспечены, всего в городе работало 412 учителей.
Продолжалась работа по вос-становлению, оборудованию школ и в следующем, победоносном 1945, году, и после войны.
Я думаю, не будет лишним узнать нынешнему поколению, всем нам – и взрослым, и детям – о трагических днях войны, оккупации. Понять и оценить свободу; личную и своей Родины. Вспомнить о великом подвиге людей, переживших войну...

Погорелова Р. ...А остальные предметы сократить за ненадобностью // Жизнь Луганска. - 2005. - №24(766). - С.22.
Tags: История
Subscribe

  • (no subject)

    Урим и туммим - упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Б -га ( Чис. 27:21). Находились…

  • хороший праздник, можно перенять и нам

    День суслика (провинция Саскачеван, Канада) в Канаде, у индейцев провинции Саскачеван, на протяжении многих столетий 1 мая празднуется как день…

  • Сегодня - день пророка Ильи

    Ильин день – день памяти пророка Ильи, отмечаемый 20.VII /2.VIII . Ильин День праздновался во избежание грома и молний (ср. хрононимы:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments