capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Category:

Половецкие статуи

Ученые наметили районы наиболее массового распространения изваяний. К ним в первую очередь был отнесен Северский Донец. Определена хронология и обосновано положение о том, что прекращение изготовления изваяний в середине XIII в. совпадает с Уничтожением татаро-монголами всей половецкой знати — родовой аристократии, в честь которой исполняли и воздвигали на высоких степных курганах статуи, изображающие воинов и женщин.

Кстати, говоря об уничтожении статуи, следует заметить, что тысячи их, а возможно, и больше исчезло тогда, когда степные просторы вошли в состав Российской империи. Именно в конце XVIII и в XIX вв. каменные бабы быстро начали исчезать с курганов. Их свозили для хозяйственных нужд или для украшения помещичьих садов и усадеб. Д. И. Эварницкий сообщает, что один исправник выстроил себе погреб из баб; сотни их шли под фундаменты, использовались в строительстве, их просто ради потехи топили в реках. Пример тому — пруд усадьбы помещика ур. Елин Бор возле г. Брянка. Сейчас в музеях и коллекциях находится около 900 статуй. В Луганской области их около 130, из них приблизительно 60 скульптур — в парке-музее педагогического университета. Картографирование всей серии статуй показало, что их скопление приходится на Правобережье Северского Донца, в особенности на Донецкий кряж.

Половецкие изваяния из Подонцовья ценны тем, что они наиболее полно отображают все типологические, иконографические, семантические, эволюционные, хронологические признаки и соответствуют им. Вся серия скульптур нашего края классифицируется на две крупные группы: женские (их до 60 %) и мужские (до 30 %), остальные — 10% — неопределяемые. Вторым признаком типологии следует считать позы статуй. Здесь мы наблюдаем четыре вида скульптур: «стоящие», «полусидящие», «сидящие», «стеловидные». Принимая во внимание композиции и объемность, можно выделить шесть скульптурных типов

Тип I — плоские стеловидные статуи, тип II — столбовидные, частично объемные, типы III—V — технически совершенные объемные, иконографически понятные скульптуры.

К завершающему этапу изготовления изваяний относятся антропоморфно-столбовидные скульптуры (тип VI), в них основное внимание уделено изображению головы и груди. Массовость и спешность изготовления каменных изваяний незамедлительно сказались на мастерстве и качестве произведений. Регресс в камнерезном искусстве был вызван сложившейся в первой четверти XIII в. военной обстановкой, связанной с нашествием монголо-татар. В этой ситуации половцы стремились создать как можно больше «оберегов», покровительствующих успеху борьбы с завоевателями. В данной обстановке образ воина и образ прародительницы-матери соединились в общую идею; такое направление монументализма является логическим завершением развития камнерезного искусства и совпадает с последними годами господства половцев в степях Подонцовья.

Материалы, из которых сделаны скульптуры, позволили понять, что глыбы-заготовки к ним местного происхождения и что здесь же находились карьеры, мастерские скульпторов-камнетесов. Часть скульптур исполнены в портретном виде.

Скульптуры Подонцовья внесли определенную ясность в проблему назначения монументальных произведений. У нас сложилось прочное убеждение, что статуи не имели непосредственного отношения к умершим и были связаны со святилищами — сакральными местами половцев. Чем выше социальный ранг святилища, тем большее число совершенных по качеству скульптур в нем было. В нашей области святилища раскопаны у сел Астахово и Провалъе Свердловского района, у с.Полиевка Лутугинского района, с.Уткино Перевальского района. Известны еще несколько святилищ в Донецкой области.

Итак, можно считать, что половецкие статуи изготовлялись и предназначались исключительно для языческой религиозно-культовой практики и основным местом их первоначального пребывания были святилища. Каменных идолов устраивали на высоких местах, часто на уже существующих древних курганах, внутри «каменной изгороди» совершали обряды, связанные с поклонением умершим, почитанием семейно-родовых и племенных покровите­лей. Идея покровителя в статуях, естественно, более всего воплощалась в образе женщины. С целью усиления покровительствующих функций их исполняли с большой обнаженной грудью, как бы наполненной молоком. Молочная грудь — это наиболее реальное условие жизни и силы ребенка, будущего богатыря, возможность его бессмертия.

В уникальном произведении камнерезного искусства кочевников из кургана у с.Чернухино Перевальского района, найденном в 1971 г., особенно сильно воплощена идея женского покровительства, дающего жизнь и, следовательно, продолжение рода.

Итак, история нашего края в раннем и развитом средневековье немыслима без участия в ней тюркоязычных народов. Картографирование половецких захоронений, святилищ, статуй Подонцовья воссоздает картину расселения лишь на одном из небольших участков площадью около 40—50 тыс. кв. км огромной Комании — Дешти — Кипчак, реально занимавшей пространство Восточной Европы в 350 тыс. кв. км. Исследование степных памятников убеждает, что Подонцовье находилось под полным контролем проживавших здесь половцев «чернокуманской» орды. В союзе с «белокуманией» половцы представляли значительную силу. Ханом такого объединения был вполне реальный человек — Кончак, с которым пытался бороться князь Игорь Святославич.

Но история порой бывает непредсказуемой, и недавно грозные половцы вскоре на себе ощутили трагедию нашествий и погромов, а их история оказалась прерванной разрушительной волной, вызванной вторжением монголо-татар. Однако народ полностью не исчез, и спустя годы лихолетья степь Подонцовья вновь ожила, а из прошлого остались безмолвные свидетели былого могущества — каменные статуи.

«История Луганского края», Луганск: Альма-матер,2003. –с.113-117

Tags: История
Subscribe

  • с широко закрытыми

    глазами. [ эпиграф — Вы читали римского поэта Овидия "Искусство любви"? — Кажется, он плохо кончил... ...выплакал все глаза... ...в каком-то…

  • Детство монстров Как, кто и почему породил Кинг-Конга и Годзиллу

    В прокат выходит блокбастер «Годзилла против Конга». Культовые монстры не сходят с экрана уже десятки лет — у Кинг-Конга вышло 11 фильмов, а у…

  • (no subject)

    снова, хоть и заочная, но дискуссия: что такое страшный фильм? что такое страшная книга? как по -моему, так страшны миры Лавкрафта. там люди…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments