Ученые наметили районы наиболее массового распространения изваяний. К ним в первую очередь был отнесен Северский Донец. Определена хронология и обосновано положение о том, что прекращение изготовления изваяний в середине XIII в. совпадает с Уничтожением татаро-монголами всей половецкой знати — родовой аристократии, в честь которой исполняли и воздвигали на высоких степных курганах статуи, изображающие воинов и женщин.
Кстати, говоря об уничтожении статуи, следует заметить, что тысячи их, а возможно, и больше исчезло тогда, когда степные просторы вошли в состав Российской империи. Именно в конце XVIII и в XIX вв. каменные бабы быстро начали исчезать с курганов. Их свозили для хозяйственных нужд или для украшения помещичьих садов и усадеб. Д. И. Эварницкий сообщает, что один исправник выстроил себе погреб из баб; сотни их шли под фундаменты, использовались в строительстве, их просто ради потехи топили в реках. Пример тому — пруд усадьбы помещика ур. Елин Бор возле г. Брянка. Сейчас в музеях и коллекциях находится около 900 статуй. В Луганской области их около 130, из них приблизительно 60 скульптур — в парке-музее педагогического университета. Картографирование всей серии статуй показало, что их скопление приходится на Правобережье Северского Донца, в особенности на Донецкий кряж.
Половецкие изваяния из Подонцовья ценны тем, что они наиболее полно отображают все типологические, иконографические, семантические, эволюционные, хронологические признаки и соответствуют им. Вся серия скульптур нашего края классифицируется на две крупные группы: женские (их до 60 %) и мужские (до 30 %), остальные — 10% — неопределяемые. Вторым признаком типологии следует считать позы статуй. Здесь мы наблюдаем четыре вида скульптур: «стоящие», «полусидящие», «сидящие», «стеловидные». Принимая во внимание композиции и объемность, можно выделить шесть скульптурных типов
Тип I — плоские стеловидные статуи, тип II — столбовидные, частично объемные, типы III—V — технически совершенные объемные, иконографически понятные скульптуры.
К завершающему этапу изготовления изваяний относятся антропоморфно-столбовидные скульптуры (тип VI), в них основное внимание уделено изображению головы и груди. Массовость и спешность изготовления каменных изваяний незамедлительно сказались на мастерстве и качестве произведений. Регресс в камнерезном искусстве был вызван сложившейся в первой четверти XIII в. военной обстановкой, связанной с нашествием монголо-татар. В этой ситуации половцы стремились создать как можно больше «оберегов», покровительствующих успеху борьбы с завоевателями. В данной обстановке образ воина и образ прародительницы-матери соединились в общую идею; такое направление монументализма является логическим завершением развития камнерезного искусства и совпадает с последними годами господства половцев в степях Подонцовья.
Материалы, из которых сделаны скульптуры, позволили понять, что глыбы-заготовки к ним местного происхождения и что здесь же находились карьеры, мастерские скульпторов-камнетесов. Часть скульптур исполнены в портретном виде.
Скульптуры Подонцовья внесли определенную ясность в проблему назначения монументальных произведений. У нас сложилось прочное убеждение, что статуи не имели непосредственного отношения к умершим и были связаны со святилищами — сакральными местами половцев. Чем выше социальный ранг святилища, тем большее число совершенных по качеству скульптур в нем было. В нашей области святилища раскопаны у сел Астахово и Провалъе Свердловского района, у с.Полиевка Лутугинского района, с.Уткино Перевальского района. Известны еще несколько святилищ в Донецкой области.
Итак, можно считать, что половецкие статуи изготовлялись и предназначались исключительно для языческой религиозно-культовой практики и основным местом их первоначального пребывания были святилища. Каменных идолов устраивали на высоких местах, часто на уже существующих древних курганах, внутри «каменной изгороди» совершали обряды, связанные с поклонением умершим, почитанием семейно-родовых и племенных покровителей. Идея покровителя в статуях, естественно, более всего воплощалась в образе женщины. С целью усиления покровительствующих функций их исполняли с большой обнаженной грудью, как бы наполненной молоком. Молочная грудь — это наиболее реальное условие жизни и силы ребенка, будущего богатыря, возможность его бессмертия.
В уникальном произведении камнерезного искусства кочевников из кургана у с.Чернухино Перевальского района, найденном в
Итак, история нашего края в раннем и развитом средневековье немыслима без участия в ней тюркоязычных народов. Картографирование половецких захоронений, святилищ, статуй Подонцовья воссоздает картину расселения лишь на одном из небольших участков площадью около 40—50 тыс. кв. км огромной Комании — Дешти — Кипчак, реально занимавшей пространство Восточной Европы в 350 тыс. кв. км. Исследование степных памятников убеждает, что Подонцовье находилось под полным контролем проживавших здесь половцев «чернокуманской» орды. В союзе с «белокуманией» половцы представляли значительную силу. Ханом такого объединения был вполне реальный человек — Кончак, с которым пытался бороться князь Игорь Святославич.
Но история порой бывает непредсказуемой, и недавно грозные половцы вскоре на себе ощутили трагедию нашествий и погромов, а их история оказалась прерванной разрушительной волной, вызванной вторжением монголо-татар. Однако народ полностью не исчез, и спустя годы лихолетья степь Подонцовья вновь ожила, а из прошлого остались безмолвные свидетели былого могущества — каменные статуи.
«История Луганского края», Луганск: Альма-матер,2003. –с.113-117