Что вам приходит на ум при слове «базар»? Суетливая толчея на Центральном рынке, когда покупатели месят грязь ногами? Или вспоминается запах протухшей селедки? А, может, вы сразу вспомните выражение «баба базарная»? Что ж, немного жизненной прозы никогда не помешает. Но сегодня наш рассказ будет о луганских базарах XIX – начала XX веков. Без приукрашивания и пафоса. Итак, начнем. Исторических сведений на эту тему сохранилось не так уж и много. И все же, перерыв с добрый десяток книг и перелистав целый ворох газетных подшивок, я представила, как выглядел луганский рынок в старину. Спешу поделиться с вами.
«Желудок» города
Середина XIX века. Летом базары в Луганске полны были плодами и зеленью. Огородные семена высокого качества покупали здесь помещики и крестьяне со всей округи. Овощи и фрукты привозили на Луганский рынок крестьяне, но и рабочие заводов и их жены не сидели сложа руки, а занимались огородничеством. У многих мастеровых были сады с фруктовыми деревьями: вишнями, грушами, яблонями.
Что еще, кроме овощей и зелени, можно было купить на базаре? Очень многое: пшеницу, сало, кожи, вино и масло из Таганрога; красную рыбу и икру из Ростова-на-Дону и Астрахани; бакалейные товары из Харькова, Полтавы и даже из Нижнего Новгорода. Базары проводились каждую неделю. Торговали бойко. На луганские базары приезжали из соседних станиц Войска Донского. Об этом вспоминает некий В.Донецкий, бывший в наших краях в середине XIX века (подробнее см. в книге Ю.Темника «Первые журналисты Донецкого края», Л., 2004).
Можно ли рассказать о базаре, не упомянув цен? Нет, конечно. Что и почем можно было приобрести на Луганском рынке в 1860-х годах? Пуд ржаной муки стоил 54 коп., пуд соли — 87 коп., огурцы свежие (за десяток) — 12 коп., арбузы, дыни (десяток — 60 коп., пуд яблок – 1 руб. 60 коп., капуста (за ведро) — 20 коп., картофель (за
Жалование рабочего составляло около 5 руб. в месяц. На эти деньги трудно было прожить большой семье. Потому выручало то, что к жалованию каждому рабочему выдавали продовольственный паек — 2 пуда муки, а также выручало уже упомянутое огородничество.
В будние дни водку на базаре продавать было запрещено. Так повелось еще с конца XVIII века, когда при первом начальнике Луганского литейного завода Карле Гаскойне рабочие каторжники стали спиваться сами и спаивать окружающих. Тогда Гаскойн и запретил водку к продаже. Впоследствии этот запрет был послаблен, и в воскресенье и праздники рабочие могли «расслабиться», купив водку (продавали водку на чарки, на кружки или ведрами).
Гораздо более уверенно чувствовали себя на рынке не рабочие, а чиновники, купцы и дворяне, ведь их доходы позволяли многое. В книге «Военно-статистическое обозрение Российской империи», т. 12, за
Кроме базара, в Луганске проводились и ярмарки. Они были приурочены к церковным праздникам: в мае — ко дню Святого Николая (примерно 6-9 числа), в конце августа — ко дню поминовения Иоанна Предтечи. А вот на ярмарках торговали буквально всем, и, прежде всего, лошадьми. А где базар, ярмарка и лошади, там цыгане и карманники. Все это, так красочно описанное Н.В.Гоголем, было и у нас. Мошенничали и воровали, в основном, бродяги, постоянно шатающиеся по губерниям.
А за беспатентную продажу «хлебного вина» (читай, водки) сажали. В
Аферами занимались и мальчишки. Они откручивали у телег гайки от колес. А потом возвращали их зазевавшимся крестьянам-лапотникам. Не просто так, разумеется, а за арбузы.
Пивнушки, ночлежки и обжорки на Новобазарной
Теперь самое время задаться вопросом: а где же располагался рынок в Луганске XIX века? Тогда базар был в центральной части города, неподалеку от улицы Петербургской (ныне — ул. Ленина). Площадь, на которой стояли торговые ряды, называлась Базарной. Рынок соседствовал с Успенской церковью.
В начале XX века для базара нашли новое место. Базарная площадь стала называться Успенской (по имени церкви). Здесь разбили сквер.
В двадцатые годы его «украсили» идолом Ульянова - Бланка, а в тридцатые снесли Успенскую церковь. А нет церкви — нет и сквера. Успенского. С тех пор и доныне место бывшего базара, к сожалению, носит имя «сквер революции». Рядом располагается областная филармония.
Куда же в начале прошлого века перенесли базар? Раскинулся он почти на полгорода: от проходной патронного завода (ул. Почтовая) до нынешней площади Героев ВОВ, включая часть Театральной. Вся эта огромная территория получила название Новобазарной площади, и на ней уживались, фактически, два рынка: продуктово-промышленный и Сенной. На последнем торговали лошадьми, сеном, упряжью, сбруями...
Помимо прямого назначения Базарная площадь служила местом приюта бродягам и нищим. Ночлежки, пивнушки, «обжорки» Мысливцева, Собакина привлекали своей доступностью. Здесь же под открытым небом обедали и рабочие.
Ф.4.
Там же, на рыночной площади, было и место, где зажиточные горожане выбирали себе прислугу. Здесь выстраивались парни и девушки, приехавшие из сельской местности. Девушки шли в горничные, а парни становились ассенизаторами, грузчиками, половыми. Старожилы в шутку называли этот пятачок «Невольничьим рынком».
Контроль качества образца 1907 года
Как же регулировалась торговля? Конечно, постановлениями местных властей, прежде всего, гордумы (подробнее смотри об этом в сборнике статей сотрудников) краеведческого музея «Малая родина», Луганск,
В
Обычно торговые места сдавались властями в аренду с торгов по принципу аукциона. Местные власти контролировали также качество и пригодность продуктов, чистоту в кондитерских и булочных города На некоторые продукты, в частности хлеб, мясо, были установлены фиксированные цены. В
Что почем
В начале XX века цены на продукты по сравнению с