capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Август, война, театр

Юрий Морфесси... Это имя о многом говорит утонченному меломану. Юрий Морфесси – известный певец дореволюционной России.

А многие луганчане хорошо помнят актера Украинского музыкально-драматического театра Юрия Денисовича Морфесси. Он был родным племянником знаменитого певца. Юрий Денисович собирал любое упоминание о своем дяде, пластинки с его песнями. Ю.Д Морфесси около 50 лет отдал служению Мельпомене. Горячо любил свой театр, хранил газетные вырезки, фотографии, афиши спектаклей Луганского украинского музыкально-драматического театра. Записал свои воспоминания-мемуары об истории театра (кстати, на украинском языке).

Незадолго до смерти он передал свой архив Музею истории и культуры города Луганска. Архив Ю.Д. Морфесси охватывает историю театра с 40-х до 70-х годов прошлого столетия. Ценен тем, что актер состоял в труппе театра со дня его основания. Когда и при каких обстоятельствах был создан Луганский украинский музыкально-драматический театр?

Трагичный 41-й год. Шла война. Но "Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!". Искусство советских певцов и актеров (в том числе Л.Руслановой, Л.Утесова, Р.Зеленой, А.Райкина) поддерживало боевой дух воинов Красной Армии. Вероятно, и по этой причине Комитет по делам искусств УССР организовал в августе 1941 года в городе Харькове украинский театр (впоследствии дал жизнь Луганскому областному украинскому театру).

25 октября 1941 года Красная Армия оставила Харьков. Театр был переведен на Южный Кавказ, где выступал на передовой и в госпиталях перед солдатами. За 4 года (1941-1944) украинский театр дал 1500 спектаклей. На собранные средства строили танки, корабли.

Сам Юрий Морфесси так вспоминал о выступлениях перед бойцами: "Палуба крейсера "Червоний Кавказ". Йде концерт для гвардійців-моряків. Глядачі – на "щоглах", на бойовій рубці, на баштах гармат, на дальномірах. Сміх, оплески... І раптом повітря розриває вибух. Захлопали зенітки, на кораблі зацокотіли спарені кулемети, і фашистський хижак, залишивши за собою хвіст диму, на наших очах зник у хвилях Чорного моря. А потім моряки повернулися з своїх бойових постів, і ми продовжили концерт. Кубрик есмінця, широченна палуба лінкора, плавбаза підводних човнів – це наша сцена, наша естрада".

Артисты были желанными гостями на палубе крейсера "Красный Крым", где играли "Наталку Полтавку", давали концерты на линкоре "Парижская коммуна", на крейсерах "Ворошилов", "Коминтерн". Украинские песни исполняли Ю. Морфесси, Л. Зубцова; юморески читал В. Ващаев; С.Ковалевский и Е.Чуприна выступали с танцевальными номерами. М.Лотешко (супруга Ю.Морфесси), Ф.Лукьянченко, Л.Броневская читали стихотворения В.Сосюры, К.Симонова. Вначале театр возглавляли А.Я. Громов и А.И. Сичевский. В труппе театра тогда было 20 актеров. Среди спектаклей особенно удачными были "Маруся Богуславка" М.Старицкого и "Дай серцю волю – заведе в неволю" М.Кропивницкого.

По воспоминаниям Ю. Морфесси, в 1943 году к этому театру по приказу ЦК КПУ добавили еще одну труппу из Харькова. Этот объединенный театр возглавил известный украинский режиссер В.С. Довбыщенко.

Актеры выступали в Баку, Тбилиси, Кутаиси. А в мае 1944 года театр вернулся в Украину. На сей раз местом его дислокации стал город Ворошиловград.

Постоянного помещения, закрепленного за украинским театром, тогда не было. Артисты выступали в клубах Ворошиловграда (в том числе в клубе им. Сталина и ДК Ленина) и по области. Театр испытывал материальные трудности, не хватало костюмов и декораций. Из воспоминаний Ю. Морфесси: "Не було перук, і часто на сцені можна було побачити замість мальовничих декорацій живі дерева".

В Ворошиловграде в день открытия первого послевоенного театрального сезона (1945-1946 гг.) была показана пьеса М.Старицкого „Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці" режисера В.С.Довбыщенко. Спектакль очень украсили рождественские колядки и обрядовые сцены. Удачными были спектакли: "Звоны Амбуаза", "Дни войны", "Китайский флакон".

В фондах нашего музея хранятся программки Ворошиловградского украинского театра конца 40-х годов. Есть и программка к спектаклю „Ой, не ходи, Грицю... " именно в постановке Довбыщенко. В 1947 году в театр пришел новый главный режиссер Д.Крамской. Довбыщенко уехал в Киев. В том же 1947 году театру присвоили имя Островского.

В 1948 году театр отправился в длительные гастроли, побывал в Грозном, Астрахани, Орске. В Орске в честь 100-летия со дня пребывания Т.Г.Шевченко в Орской крепости была показана пьеса Ю. Костюка "Тарас Шевченко".

Интерес публики был огромен.

Гастроли, гастроли и снова гастроли. Трудно перечислить все точки на карте бывшего СССР, которые радовал своим твор­чеством Ворошиловградский украинский музыкально-драматический театр.

Актеры выступали в известных и больших городах: Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском. Хабаровске, Иркутске, Волгограде.

Выступали и в селах. Если посмотреть на летопись гастролей украинского театра, то окажется, что и года не проходило без выступлений в других городах. Юрий Морфесси бережно собирал и хранил газеты с рецензиями о выступлениях украинского театра из тех городов, в которых он побывал.

Теперь эти газеты ("Орский рабочий", "Красноярский комсомолец", "Магаданская правда", "Заполярная правда", "Тюменская правда", др.) – в музее. Они – свидетели успеха, оваций, аплодисментов Ворошиловградского украинского музыкально-драматического театра.

Вот лишь некоторые отзывы: "Очарование национального колорита охватывает вас на спектаклях этого театра. Яркие костюмы, сочный украинский юмор. Луганские артисты поистине национальным чутьем угадывают широкие и разгульные натуры своих прапрадедов" (Магадан, 1966г.).

"Купить билет на спектакль гастролирующего у нас Ворошиловградского музыкально-драматического театра трудно: у окошка кассы неизменно висит табличка "На сегодня все билеты проданы" (Владивосток, 1971 г.).

В рецензиях хвалили труд актеров: Н.Чоп, Ю. Морфесси, В.Куркина, А.Ревеки, правда, были и критические очерки.

Но вернемся в начало 50-х. Театр получает свой "дом" – помещение по ул. Пушкинской,2 (позднее назван ДК железнодорожников). Здесь украинский театр им.Островского соседствовал с русским драмтеатром. В репертуаре украинского театра всегда были пьесы украинских классиков. А с приходом в театр нового главного режиссера – Родиона Ефименко – в репертуарной афише появляются спектакли по пьесам советских авторов; "Правда" и "В степах України" Корнейчука, "Кремлевские куранты" Погодина.

С 1958 по 1963 гг. главным режиссером театра был Альберт Бондаренко. Его заслугой стало включение в репертуар украинского театра спектакля "Виндзорские кумушки" (по В.Шекспиру), спектаклей по пьесам ворошиловградского писателя Ф. Вольного "Я люблю тебя, жизнь!" и "Сувора повість".

1963 год ознаменовался для украинского музыкально-драматического театра официальным слиянием с русским театром (согласно Постановлению Совмина УССР за № 1393).

История двух театров тесно пере­плетается. В 1970 году по приказу Министра культуры УССР от 23 октября театр стал называться Луганским областным музыкально-драматическим (с двумя труппами: русской и украинской).

Такое объединение театров (они были "прописаны" с 1970-го в новом красивом здании по улице Коцюбинского) продолжалось до 1990 года. Это усложняло художественно-творческий процесс, вносило разногласия во взаимоотношения двух трупп, возникала текучесть кадров. Один из примеров.

В 1963 году главрежем украинской труппы стал В.Добровольский. Уже в 1964 году – Бабич, в 1966 – Шминец, 8 1967 г. – Дядюра.

Бытовала такая практика: иногда главным режиссером украинской и русской труппы был один и тот же человек. Иногда у русской труппы был свой "главный", у украинской – свой.

Работники театра не сидели сложа руки. Пытался хоть как-то исправить ситуацию и Ю.Д. Морфесси. В музее хранится его запрос на имя председателя Ворошиловградского областного совета депутатов трудящихся (от 24 июля 1974 года). В нем, в частности, говорится: "Коллектив театра, выдвинувший меня депутатом Ленинского районного совета, обратился ко мне с наказом – ходатайствовать перед областным советом депутатов трудящихся о разъединении театров и возвращении одному из коллективов старого театрального помещения" (прим. автора – имеется в виду здание по улице Пушкина, 2, которое ранее принадлежало театру, а с 1971 года было передано Управлению железной дороги. Это т.н. ДК железнодорожников).

Чем оканчивались подобные запросы – известно. Официальный "развод" театров состоялся лишь в 1990 году.

Знаковой фигурой в украинском театре стоял режиссер С. Омельчук. В 1971 году возглавив труппу, этот талантливейший постановщик срежессировал спектакли "Драматична пісня", "Підступність і любов", "Маруся Богуславка", "Лісова пісня", "Вій, вітерець!". В коллекции Ю. Морфесси хранятся программки спектаклей украинского театра с автографами Омельчука, афиши. Афиши текстовые, цветные, разных лет и разных спектаклей.

В 1978 году в театр вернулся режиссер А.Бондаренко. Одним из эффектнейших спектаклей того периода стал"Спартак".

Главную роль играл М.Голубович. „Його Спартак — думаюча людина, досвідчений стратег, справжній вождь повстанців. Глибоке проникнення в духовний світ героя, пошук найбільш яскравих фарб сценічної виразності дозволили актору показати нам борця за свободу, чиє життя стало прекрасною легендою" ("На бистрині часу", Луганск, 1962 г.).

История украинского музыкально-драматического театра продолжается.

В 1999 году театр получил "свое" здание по улице Оборонная, 11.

В настоящее время в театре работают: главный режиссер В. Московченко, директор театра М.Кошевой, заведующая литературной частью В.Тимошенко (актриса, которую зрители хорошо помнят по роли Леси Украинки), народные артисты Украины: М.Голубович, В. Куркин, народная артистка В. Медведенко, заслуженные артисты В. Шакало, И. Шербул, Н. Чоп, Н. Коваль и талантливая молодежь.

Недавно театр передал в дар музею афиши и программки современных спектаклей, которые так полюбились зрителю ("Варрава", "Ромео и Джульетта" и многих других).

Луганский театр кукол также подарил афиши и программки своих спектаклей, чему музей очень рад, т.к. всячески пополняет свои фонды.

Потому, дорогие луганчане! Если у вас есть какие-либо интересные вещи, фото, книги, документы, касающиеся истории нашего города, мы будем рады их принять в дар или закупить. Давайте вместе составлять летопись города Луганска!

Анна Маркевич

Август, война, театр // Жизнь Луганска. – 2005. - №42. – С.19.

Tags: Люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments