Зайдя в один из Луганских музыкальных магазинов в центре города (название не называю намеренно, чтобы не сочли за рекламу), случайно бросила взгляд на кассету «Въ русском ръсторане». Имена когда-то известных певцов и певиц меня заинтересовали и я купила ее.
Всего 6 гривен – и окунаешься в атмосферу европейских кафешантанов и кабаре, русских ресторанов 20-х – 30-х годов прошлого века. Послушав песни «Стаканчики гранёные», «на последнюю пятёрку», «Мадам Лулу» захотела узнать хоть что-нибудь о жизни исполнителей этих песен: Изе Кремер, Б. Рубашкине, К. Сокольском, Ю. Морфесси.
По странному стечению обстоятельств через некоторое время мне в руки попала книга Б. А. Савченко «Кумиры забытой эстрады», в которой описывалась биография Юрия Морфесси и многих других певцов.
Спросила у нескольких знакомых, слыхали ли они о Юрии Морфесси. Оказалось, что это имя им ни о чём не говорит. Мне показалось несправедливым, что «король русского и цыганскoro романса» Юрий Морфесси неизвестен современникам. Я решила восполнить этот пробел в народном образовании.
Наш герой появился на свет земле Эллады. Однако уже через год ему пришлось сменить Родину, а вместе с ней, возможно, и судьбу. В 1893 греческие подданные Спиридон и Мария Морфесси переехали в Россию, избрав для постоянного места жительства благодарный причерноморский город Одессу.
Вышло так, что первые в своей жизни деньги мальчик из многодетной греческой семьи зарабатывал пением, выступая вместе с братом Денисом (Дионисом) в церковном хоре. Именно те первые 12 рублей в месяц стали прообразом огромных гонораров будущих лет. А пока что мы застаём юного Морфесси гуляющим по Приморскому бульвару и глазеющим по сторонам в поисках развлечений. И вон, гляди-ка, – чудо техники, фонограф, недавно изобретённый в Париже, и всем желающим (за определенную плату, конечно) предлагается запечатлеть на нем свой голос. Юра решил попробовать. Легенда гласит, что вышло это у него столь замечательно, что артист московского Большого театра П. Борисов, оказавшийся случайным свидетелем импровизированной пробы, предложил ему заниматься вокалом под своим руководством
Год репетиции – и Морфесси приглашен в Одесский оперный театр, где ему сразу доверили ответственную партию Валентино в «Фаусте» Ш. Гуно.
Казалось, карьера начата блестяще. Однако вскоре Ю. Морфесси спешно уезжает в Киев. Всё дело в том, что он, 20-летний парень, стал отцом ребёнка, которого родила несовершеннолетняя. Не желая неприятностей, Морфесси решил вопрос радикально.
Три года, проведённые в Киеве (1902-1905), убеждают Морфесси в том, что его голос более органичен для оперетты. И вот начинающий оперный певец становится артистом театра оперетты.
В сезоне 1905-1906 гг. Морфесси выступает уже в Ростове-на-Дону, куда его переманил владелец одной из самых известных в России опереточных трупп С. Крылов. В ростовской оперетте выступали: Н. Монахов, В. Пионтковская. С. Жулинская, М. Чужбинова.
По окончанию сезона этим артистам вместе с Морфесси были предложены выгодные контракты в С.-Петербурге. Здесь он поёт в «Кривом зеркале». «Буффе», Панаевском театре.
Его репертуар включает оперетты Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, К. Миллекера. Свободные дни Юрий Спнридонович проводит в Новой деревне, местечке под Петербургом, издавна облюбованном кочевыми цыганами. Он слушает знаменитые хоры Н. Шишкина и Е. Полякова.
Цыганская песня поразила Морфссси. В ней странным образом сочетались безыскусность и утончённость, непосредственность и глубина переживаний.
Морфесси заимствовал у цыган не только репертуар и своеобразную манеру пения. Он старался подражать им в одежде: стал появляться на сцене в поддёвке, цветастой шелковой рубашке, плисовых шароварах и высоких сапогах.
Певец разрывался между двумя столицами: Петербургом и Москвой. Приезжая в Москву, он всегда выступал в «Яре», где его приветствовали цыганские артисты, поднося чарку вина и встречая песней: «К нам приехал из Одессы наш любимый, наш родной, наш Морфесси дорогой!»
И начинался импровизированный концерт Морфесси в сопровождении хора цыган. Деньги и вино текли рекой. За кулисы несли цветы и ворох записок от поклонниц. Он даже не читал этих посланий, только вздыхал и говорил друзьям: «Ну разве я могу кругом успеть и всем угодить?» Домой он уходил через черный ход.
Билеты на его выступления, как правило, бывали распроданы уже на два месяца вперёд. Но Юрий Морфесси не забывает и о родной Одессе, где устраивает благотворительные концерты.
В сезоне 1911-1912 года самым сенсационным был концерт-спектакль в пользу т. н. недостаточных (бедных) студентов. Среди номеров был отрывок из оперетты Оффенбаха «Прекрасная Елена». Партию Елены по-опереточному исполняла Елена Грановская, Париса – Юрий Морфесси. Конферансье Алексеев играл Агамемнона, чемпион мира по французской борьбе Заикин играя мускулами, изображал Ахилла.
Что самое интересное, в этом действе играл и пел знаменитый писатель Александр Иванович Куприн (роль Калхаса).
Когда в
Уже упомянутый А. Алексеев вспоминал о Морфесси (с которым он вместе работал в Одесском Театре миниатюр «Зелёный попугай»): «Грек по происхождению, черноволосый и черноглазый красавец, он прекрасно знал свои достоинства и держал себя на сцене кумиром. Да и в жизни он играл эту роль: входил ли он в парикмахерскую, подзывал ли извозчика, давал ли в ресторане швейцару на чай – каждый жест его был величавым жестом аристократа из провинциальной оперетты.
С томным видом этот красавец пел своим подкупающим бархатным баритоном:
Вы просите песен – их нет у меня:
На сердце такая немая тоска!
Так грустно, так грустно живется,
Так медленно сердце холодное бьется,
Что с песнями кончить пора…
И дамы критического возраста млели, а гимназистки и старые девы визжали у рампы».
Довелось Ю. Морфесси сыграть в немом кино. Например, в фильме «Петля смерти» он даже самолично проделал несколько опасных трюков.
Несколько раз Морфесси выступал в приватной обстановке перед царём Николаем II и его семьёй. Такой чести не удостоился даже Ф. Шаляпин, Одно такое выступление Ю. Морфесси состоялось на яхте «Полярная звезда». Тогда император пожаловал певцу за блестящее исполнение романсов запонки с бриллиантовыми орлами.
Гастроли Морфесси в 1910-1917 гг. охватывали всю Российскую империю. Выступал он также в г. Харбине.
Осенью 1917 года Морфесси работает в антрепризе Петра Струйского на Ордынке (ныне филиал Малого театра). Словно предчувствуя скорую разлуку с родиной, артист каждый свой концерт заканчивал песней, в которой есть такие слова:
«Прощай, Москва моя родная,
Прощай, отец, прощай, семья,
Прощай, прощай, подруга дорогая,
Кто знает, возвращусь ли я...»
После победы большевиков безбедной «звёздной» жизни Морфесси пришёл конец. Сдуру он попал чуть ли не в прислужники царского режима. В банке, где были заложены его драгоценности и хранились его сбережения, ему вежливо, но твёрдо отказали вернуть хоть что-нибудь.
И Морфесси покидает неспокойную Москву и Петербург. Он выступает в Киеве, а осенью
В Одессе проходят прощальные концерты Морфесси, он выступает в филармонии, в Одесской опере, в театре Миниатюр, И вот: прощай, Одесса! Как и многие другие, Юрий Морфесси оказался в Турции, в Константинополе. В столице Оттоманской Порты он не просто выступает перед публикой. Вместе с цыганской певицей Настей Поляковой открывает ресторан (во дворце поклонника своего таланта, богатого турка). Но турки стали требовать слишком высокие налоги. И Морфесси, в очередной раз бросив все, уезжает в Венецию, а оттуда в Прагу, где его заметил известный импресарио. Подписав контракт, Морфесси оказался в Париже. Париж был в то время средоточием русской эмигрантской богемы. Здесь пел Ф. Шаляпин, писали И. Бунин, А. Куприн, А. Толстой, Д. Мережковский, 3. Гиппиус; творили художники К. Коровин, А. Бенуа, танцевали М. Кшесинская, Д. Баланчин, блистала балетная группа С. Дягилева. Постоянно приезжали С. Рахманинов, А. Павлова, И. Сомов, Т. Карсавина. Сюда стремились певцы и певицы: М. Вавич, А. Вертинский, П. Лещенко, Иза Кремер, Н. Плевицкая.
Поначалу Ю. Морфесси поет в небольших кабаре, потом его приглашают в открывшийся фешенебельный ресторан «Кавказ». В роскошном кавказском костюме выходил он на сцену, начиная свое выступление знаменитой когда-то на Кавказе песней «Алаверды» и хор черкесов под аромат шашлыков и кисловато-сладкой и изабеллы ему подпевал:
Тогда мы грянем всем Кавказом
На все наречья, все лады,
Одной душой, единым разом:
Ала-верды, ала-верды…
Публика неистовствовала и швыряла певцу ассигнации.
Через некоторое время Морфесси переходит работать в другой шикарный ресторан «Эрмитаж». Выступал там и А. Вертинский, который в своих воспоминаниях писал о нем так: «Он был открыт исключительно для иностранцев, которых интересовало вес русское. Конечно, «Эрмитаж» был русским поскольку-постольку, таким, каким себе представляли «русское» иностранцы.
Вроде тех «русских» фильмов, которые фабрикуются в Голливуде, с великими князьями в главных ролях, с «роковыми» женщинами, какими-нибудь «Принцессами Сония» или «Тания», с «кавьяр рюсс» – русской зернистой икрой и прочей развесистой клюквой.
«Князья» у нас были собственного завода: их было человек восемь, они служили танцорами – жиголо и на меньший титул не соглашались. Только один – самый маленький и захудалый, поступивший в «Эрмитаж» по протекции – согласился быть бароном. «Принцессы» сидели на красных бархатных диванах в ожидании «клиентов». Балалайки заливались в руках весёлых парней. Кроме балалаечников, были ещё два оркестра – «джаз» и «танго». Пел Юрий Морфесси – всё ещё жизнерадостный, хотя и поседевший.»
В сопровождении оркестров «Эрмитажа» Морфесси исполнял свой репертуар: «Очи чёрные», «Две гитары», «Только раз», «Прощай, Москва», «Праздником светлым», «Соколовский хор у «Яра», «На последнюю пятёрку», «Кирпичики», «Бублички», «Я милого узнаю по походке», «Глядя на луч пурпурного заката»,
Кстати, у двух великих певцов – Ю. Морфесси и А. Вертинского – отношения складывались непросто. Хоть выступали они в разных жанрах, но к творчеству друг друга относились ревностно. А в своих мемуарах «дружески» критиковали один другого. Так, в воспоминаниях А. Вертинский пишет, что однажды обедал в ресторане вместе со знаменитым шахматистом Алёхиным. Несколько позже к ним присоединился окончивший пение Морфесси. Обратившись к нему, Вертинский сказал: «Юра, слезай ты, ради Бога, с этих троек. Ведь их давно в помине уже нет. Кругом асфальт. Снег в Москве убирают машины.» Морфесси обиделся, и вышел большой скандал.
Личная жизнь Юрия Морфесси была очень бурной (он был влюбчив), но постоянной спутницы, или так сказать «музы», у него не было.
Уезжал из России с одной женщиной. В эмиграции женился на соотечественницах – белогвардейских «героинях», участницах боёв с Красной Армией Лозовской, потом после развода был женат на Заборской, с которой вскоре тоже, впрочем, разошёлся и стал жить с певичкой Адой Марлин.
Внезапный отъезд ее в США (по сути, Ада бросила Морфесси), подтолкнул Юрия Спиридоновича к смене обстановки. С 1935 по 1940 он живет в Югославии, выступая в кабаре. Владелица одного такою заведения (сама неплохо исполнявшая русские народные песни) Ольга Янчевецкая вспоминала о Морфесси: «Он был очень красивый, любимец публики. Он умел в трехминутной песне или романсе поведать судьбу человеческую».
Певец Константин Сокольский познакомился с 10. Морфесси в
Из письма Морфесси к Сокольскому: «Соколёнок! Скучаю по России, только там меня бы поняли по-настоящему».
Ю. Морфесси старался обогатить свой репертуар подходящими к его жанру произведениями советских авторов: Б. Фомина, Б. Прозоровского, М. Блантера, И. Дунаевского.
Начавшаяся Вторая Мировая война забросила Морфесси в Англию. После войны он возвращается в Париж, но практически уже не выступает.
Каково же музыкальное наследие певца? По данным коллекционеров, насчитывается около двухсот пластиночных записей певца, первые из которых относятся к 1912 году,
В России Морфесси записал свыше пятидесяти произведений. Звукозапись производилась фирмами «Пишущий амур», «Лирофон», «Поющий амур»
Есть пластинки, записанные в Англии, Германии, Польше. Запись осуществлялась в сопровождении оркестров или цыганских ансамблей. Последние пластинки певца относятся к 40-м годам.
В СССР единственная вещь в исполнении Ю. Морфесси («Чёрные глаза», танго) была выпушена на пластинке фирмой «Мелодия» (1976).
С родными Ю. Морфесси не поддерживал связи, чтобы их не скомпрометировать. Но однажды они всё-таки увидели его, правда, на экране кинематографа. В
Несмотря на вполне объяснимую ностальгию Морфесси по России, все же его решение уехать было единственно верным. И подтверждением тому является не только судьба талантливейшего певца В. Козина (который «отдыхал» на Колыме), но и племянницы Морфесси Зои, которой дали «ни за что ни про что» 8 лет лагерей.
Читая книгу Б. А. Савченко «Эстрада ретро», с удивлением узнаю, что Юрий Морфесси жил в Луганске! Это был, конечно, не сам певец, a его родной племянник, сын Дениса Спиридоновича – Юрий Денисович Морфесси.
Луганский Морфесси 50 лет был актером украинского драмтеатра. Он собирал любое упоминание, любые афиши или программки с выступлениями своего дяди и надеялся, что имя «короля романса» Юрия Морфесси займёт достойное место в сокровищнице отечественной культуры.
Юрий Спиридонович Морфесси скончался в полном одиночестве и безвестности в августе 1957 года. Он родился в XIX веке в одно пятилетие с Изой Кремер и Александром Вертинским и почти одновременно с ними умер, пережив первую на год, а второго на два с половиной месяца. С их именами тихо угасла и канула в вечность целая эпоха русской эстрады.
«Зависть людская меня не тревожит, Пусть свободно что угодно про меня твердит молва. Злое слово мне не ново, все на свете Трын-трава», – пел когда-то талантливый артист.
Анна Маркевич
Русский грек – король цыганского романса // Вечерний Луганск. – 2004. - №37