capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Донские казаки

(Этот материал был написан для местных газет. Вскоре выяснилось, что слишком мало  фанатов донских казаков в Луганске. Потому публикую в блоге. Написано на основе одной книжицы, в интернете ее нет, в местных библиотеках тоже).


Среди моих знакомых много потомков донских казаков, как мужчин, так и женщин. Заметила, что есть у них характерные психологические черты,  главными из которых я бы назвала: гордость, подчеркнутое внимание к чувству собственного достоинства, фанатическое трудолюбие, принципиальность, аккуратность в одежде и в быту. Чем объяснить эту похожесть незнакомых друг с другом людей? Не тем ли, что принадлежат они к одной этнической группе?

В наше время, когда этнические границы Европы размываются, когда коренными жителями Лондона становятся уже не кокни, а индийцы и африканцы, хотелось бы пристальнее всмотреться в окружающих нас людей, чтобы лучше понять их и запомнить такими, какими они есть, покуда глобализация окончательно нас не обезличила.

Часть территории нынешней Луганской области входила когда-то в Область Войска Донского. Предлагаю проследить основные моменты становления казачьего быта и образа жизни. К сожалению, большое количество казаков после Гражданской войны в Росси вынуждено было эмигрировать в Европу и Америку, а оставшихся крепких хозяев «выбили» большевики, занявшись раскулачиванием и расказачиванием. Так что, глядя в зеркало Истории и  сравнивая тогдашний казачий характер с современный, найдем, увы, много отличий. Отличия эти будут  не в пользу потомков казаков.

(подзаг.) Вольные люди на вольной земле

Православие освящало весь земной жизненный путь казака, определяло его мировоззрение. Ни одного важного дела казаки не начинали без молитвы. Твердым было понятие греха. "Грешно родственникам промеж себя невест сватать", "тяжкий грех с родителям ссориться".
Неисполнение предсмертной воли родителей считалось тяжким грехом - это, значит, не давать покоя родителям в гробу. Гневаться тоже грех. "Мы казаки народ незлобивый, гнев прошел, и мы на мир охотно идем, и это хорошо, потому что мы прощаем на земле и сам будем прощены на небе. Так по закону Божию".

Вера играла и важнейшую роль в обыкновенном праве. Снятие со стены иконы и целование ее считалось доказательством невиновности. Во многих случаях вор не решался на такую клятву и признавался в преступлении. Церковь для казаков была самым главным достоянием станицы. Строили ее обычно всем обществом. Приходя на новое место, начинали со строительства церкви или часовни.

В старину казак был исключительно воин. Пахать землю и сеять хлеб запрещалось под страхом смертной казни. Считалось, что занятие казака земледелием отвлечет его от главной основной обязанности воина.

Но уже в начале XVIII века казаки начинают пахать землю, сеять хлеб. Территория Войска Донского была приграничной, поэтому казаки, отправляясь в поле на полевые работы, брали с собой оружие, и их сопровождал конный отряд.

В XIX веке сельское хозяйство являлось уже основой экономической жизни казаков. Сущностью его идеологии было два понятия: воля и земля. Нередко само казачество определялось как "вольные люди на вольной земле".

Особенностью землепользования казаков был тот факт, что земля являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть и распоряжаться ею могло и имело право лишь Войско в целом. Жизнь земледельца проходила в постоянных трудах и заботах, особенно в летнее время. Благополучие казачьей семьи создавалось трудом. Одна работа сменяла другую. Когда наступало время сенокоса, казак со своей семьей выезжал на "летник", в степь на свой участок, по несколько недель не возвращаясь домой. Косили от рассвета до поздней ночи. Сухари, ключевая вода - вся пища в эти дни. Казаки худели, чернели на работе, заботливо заготавливая сено лошадям скоту на всю зиму. И такая же страсть, такая же жадная любовь к земле охватывала казаков в дни пахоты, посева и жатвы.

Труд земледельца был тяжелым, но при благоприятных условиях вознаграждался очень хорошо, только лентяи не зарабатывали себе хлеба насущного. (Иногда причиной бедности могло стать большое количество девочек в семье. Дело в том, что новый надел земли давался только на парня, когда ему исполнялось 18. А если в семье было, к примеру, 8 девочек, то ртов было много, а земли – мало. Это и приводило к бедности). Среди земледельцев, особенно в отдаленных хуторах, были хозяйства, которые можно было оценить в 10-15 тысяч рублей. Среднее же хозяйство оценивалось в 1 тысячу рублей.

Основными средствами обработки земли был тяжелый плуг, который тянуло шесть-восемь волов. Использовали для работы и верблюдов. Число их в Области достигало 40 тысяч. Неприхотливость их в пище и сила были выгодны для хозяев.

Многие станицы имели собственные мельницы, где мололи муку. Казаки занимались рыболовством, копчением рыбы, виноградарством. В XVIII-XIX вв. в Черкасске в любое время можно было купить осетрину, икру, стерлядь. Блюдам, приготовленным из белуги, сома, сазана могли угостить почти в каждом доме.

Свои дома казаки называли куренями. Комнаты в курене были соединены по кругу. Обычно казачий курень имел от двух до пяти комнат: столовая, зала и две спальни. При строительстве дома обязательно клали серебряные монеты и жито под углы, на счастье и богатство. В XVIII-XIX вв.  дом строили иногда сами казаки, но чаще для строительства нанимали плотничьи артели. Стены домов окрашивали в яркие цвета: синий, красный, голубой. Дом обязательно освящали, приглашали батюшку. А первой в дом пускали кошку.

Главной в кухне была печь. У казаков в доме были или «голандки» (без лежанки), или русские печи. По тому, как выглядела печь, судили о хозяйке. Печь должна была сиять чистотой, поэтому казачки мазали глиной и белили ее каждую неделю. Медная посуда, кастрюли, чашки, вилки, ложки, чугуны, медные кубы для воды, самовар, кофейник  - все должно было блестеть.

"Зала" или горница всегда выглядела очень красиво и торжественно. Иконы висели в каждой комнате. Обычно висела не одна, а несколько икон, некоторые из них были в серебряных окладах. В зале стояла горка с праздничной посудой, ею казаки пользовались редко. Она стояла для украшения. Престижно было, чтобы в горке стояла супница, это был показатель зажиточности семьи. Здесь же находились "комоды", где хранилось белье, стол, застеленный скатертью, стулья, на стене висело зеркало, часы, семейные фотографии.

Казаки любили украшать свои курени портретами государей, военачальников, картинами и репродукциями с изображением битв народов, взятием крепостей. Стены казачьих куреней украшались и оружием: саблями, шашками, пистолетами. В зале принимали самых почетных гостей, здесь служили молебны, панихиды,

В спальне стояла кровать с пуховиками, подушками, одеялами. Здесь же находился сундук с ценными вещами. Казачки любили цветы, поэтому в каждом доме можно было увидеть кадки олеандрами, фикусом и другими цветами. 

Tags: Дон, быт, история, казаки, краеведение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments