capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Семья казака


В XVIII веке донцы вели рыцарский образ жизни, вели бесконечные походы, войны, сражения, набеги. Влюбляться в женщин было позором для казаков, поэтому женщины не имели влияния на жизнь казака. В то время деятельность их была ограничена кругом своей семьи и немногими знакомствами с соседками. Часто в то время казаки брали себе в жены прекрасных пленниц: черкешенок, персиянок, турчанок. Иногда татары или турки брали в плен казачку. А казаки через несколько лет освобождали ее. У нее уже были дети от татарина. Мать захватывала их с собой, потом выходила замуж за казака, а эти дети были приемышами. Браки в то время заключались на Круге. Затем Петр I запрещает браки и разводы на Круге. Браки у казаков стали освящаться по церковным уставам. 

На Дону всегда проживало много этнических групп и национальностей. Такое смешение и разнообразие повлияло на внешность донских казаков. Какова же была наружность, скажем так, прабабушек Аксиний? Историк  В.Д.Сухоруков писал: "Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, рус­ских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни,  величайшая опрятность и чистота в одежде".

 Положение женщины менялось от века к веку. В XVIII столетии она получает права гражданства. Хозяйки, и особенно по­жилые, уже могли появляться в обществе мужчин. Правда, еще нескоро они начали вмешиваться в общий разговор. Более свободно и уверенно чув­ствовали себя казачки, когда собирались в своем кругу, без мужчин. Жены старшин любили повеселиться в обществе соседок. В таких женских собраниях пленная турчанка подносила гостям на большом подносе сладкий мед. Многие казачки прекрасно говорили по-татарски и по-турецки, тогда это было в большой моде. Эти языки казачки выучивали в устном общении с татарами и турками.

Язык донского казачества был довольно своеобразным. В составе донской лексики имеется большая группа слов, употребляемая только на Дону, например: баз (загон для скота), байдик (палка, посох), квелый (слабый), гутарить (говорить) и т.д.  В результате длительных военных и мирных контактов донских казаков с тюрко-язычными соседями в их лексиконе появляется огромное количество слов тюркского происхождения. Долгое время на Дону татарский язык был распространенным средством общения. Донские казаки в массе своей могли разговаривать со своими соседями на их языке. 

Строгое затворничество женщин мало-помалу ослабевало.  От катания по льду и хороводов они неприметно присвоили себе свободу выходить на улицу просто для того, чтобы погулять. Военная жизнь казаков выработала и особенный тип женщины-казачки - сильной, мужественной, неустанной труженицы, смело принимающей все труды мужчин. Многие казачки прекрасно скакали на лошади, владели огнестрельным оружием.
В хуторах и станицах Дона проживало много казачьих вдов, мужья которых сложили свои головы на поле брани. В связи этим существовал интересный обычай. Когда муж и жена шли вместе по улице, то муж шел немного впереди, жена чуть сзади, чтобы не демонстрировать перед вдовами свое счастье и не травмировать их душу.

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землей, с сельскохозяйственным инвентарем, уход за домашними животными. Он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах станицы.

На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под ее  неусыпным контролем находилось все, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонте одежды. Хорошей хозяйкой считалась та казачка, у которой всегда, порядке была печь, блистал чистотой пол и была наготовлена еда.

В благоустроенной семье каждый ее член нес соответственно своему возрасту работу. Жены помогали мужьям, дети родителям. Мужчины косили хлеб, женщины гребли и вязали снопы. Молотьбой хлеба также обычно занимались женщины, старики. Во время бытности мужа, дома казачка не бралась за плуг или косу, но в его отсутствие, она несла все тяготы хозяйка и домоводства.

В XIX веке весь Дон был уже распахан сверху донизу. Большую часть жизни казак проводил вне дома: в походе, то на службе. На ниве работала его жена, скапливая ему богатство, обустраивая ему дом, да посылая на службу трудовые рубли.

Tags: Дон, быт, история, история нравов, казаки
Subscribe

  • «История ничему не учит, но утешает в невзгодах»

    29 января 2021|Анна Натитник Во время кризиса люди обращаются к прошлому — за утешением, вдохновением, идеями. Нам кажется: изучив историю,…

  • ах, да, ну конечно же -

    1 января 1959 года повстанческие войска вошли в Сантьяго и Гавану, 8 января в столицу торжественно прибыл Фидель Кастро.

  • (no subject)

    Урим и туммим - упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Б -га ( Чис. 27:21). Находились…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments