Луганск сквозь объектив
Для одних фотографирование – это профессия, для других – хобби. Некоторые запечатлевают на память своих детей, кошечек-собачек; другие – себя любимого, на рабочем месте; на шашлыках или в дальних странах. А есть любители, которые фотографируют город, в котором живут. Если заглянуть в фонды Музея истории и культуры г. Луганска можно увидеть и узнать много интересного. Здесь хранится не одна тысяча фотографий.
«НА КУЗНЕЦКИЙ, К ФИШЕРУ!»
Тема «Луганские фотографы» – благодатная и востребованная. Года не проходит, чтобы в луганской прессе не опубликовали материал о семейных фотоальбомах, о старинных фотографиях, о фотоателье Л. Матусовского, С. Уманского, С. Чуюна... В фондах нашего музея, безусловно, есть много фотографий этих фотомастеров.
Однако «жемчужиной» среди дореволюционных снимков является фото Ф. Шаляпина, сделанное Фишером. Популярность. фотографа Фишера в России была огромной. Адрес его фотоателье знал любой московский извозчик, достаточно было сказать: «На Кузнецкий, к Фишеру!».
Долгие годы он был официальным фотографом Московских императорских театров. Многие его фотоработы стали хрестоматийными, например, фотографии И. А. Бунина, В. Г. Короленко. Снимок Ф. И. Шаляпина теперь представлен в экспозиции музея.
Этот снимок вероятно был подарком великого тенора луганской поклоннице Лидии. По крайней мере, это следует из дарственной надписи, сделанной на фотографии.
Ф.1. Фотопортрет Ф.И. Шаляпина, сделанный К.А. Фишером
«ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО ФОТОКАРТОЧКА»...
Не уступали в мастерстве дореволюционным фотографам их коллеги советской эпохи. Среди профессиональных фоторепортеров-луганчан 1930-1940-х (он и в более поздние годы работал) наиболее известен, пожалуй, был фотокорреспондент «Луганской правды» Лев Шлапоберский. Его фотоархив хранится в нашем музее. А снимок, сделанный Шлапоберским 14 февраля
Также в фондах музея хранится фотоархив В. Г. Суховерхова. Это луганчанин-фотолюбитель, запечатлевший наш город и горожан. Причем фотографировал он и уютные уголки (например, Сад 1 Мая) и те, которые с полной уверенностью можно назвать захолустьем.
Суховерхов – своего рода фотолетописец Луганска. В его коллекции, страшно сказать, 105 тыс. фотографий! В музее представлена часть из них.
Сквозь призму фотообъектива видна целая эпоха, вернее сказать, представлен: Ворошиловград 1970-х – город эпохи брежневского застоя. Мастер-фотолюбитель фиксировал все приметы времени, приметы той, уже подзабытой, жизни: длинные очереди около универмага «Лугань»; мальчишек, самозабвенно конструирующих самодельные самолеты; старушек, сидящих у подъезда...
Многих из них наверняка уже нет в живых. Остались только фотографии. Иногда хочется оглянуться назад, подумать, вспомнить: как мы жили тогда? Что одевали, о чем мечтали? Всего тридцать с небольшим лет отделяют нас от Ворошиловграда 1970-х. Всего 30 лет... Много это или мало? Для кого как. В любом случае, эта эпоха канула в Вечность. А вспомнить кое-что о ней помогли фотоснимки В. Г. Суховерхова.
Лозунгами пестрели здания, заборы, улицы. Вы думаете, что социальную рекламу изобрели сегодня? Отнюдь. Ее успешно практиковали давным-давно. А в
А на первомайской демонстрации того же года студенты несли такой транспарант: «Встретим 50-летис СССР отличной учебой!» Скажите: это мелочь? Совсем наоборот. За этой «мелочью» – жизни сотен, тысяч людей, ходивших на митинги, веривших (или неверивших) в партию и правительство; в то, что к 1980-му коммунизм будет полностью построен.
Фотообъектив скрупулезно и безучастно зафиксировал: люди несли плакаты с фотографиями членов Политбюро КПСС. Да, сейчас мало кто, кроме узких специалистов, сможет вспомнить состав Политбюро тех лет.
«НОВОГОДЬЕ»
Виктор Суховерхов фотографировал будни и праздники. А какой у советского народа был самый любимый праздник? Правильно, Новый Год. Праздник, когда можно было в первый (пятый, десятый) раз посмотреть х/ф «Ирония судьбы», выпить шампанского (добытого с трудом), съесть мандарины, отдохнуть с семьей, покататься на лыжах...
Да мало ли что еще хорошего можно было сделать?!
Перво-наперво, конечно, надо было выбрать елку. Как это у Маяковского: «Купишь елку, так и не ту, которая красива, а оставшуюся после вычистки лесных массивов». Но в 1970-е годы елки уже специально выращивались на продажу.
Есть у Суховерхова фото с елочного базара, когда покупатели придирчиво оглядывают лесных красавиц. Кстати, оказывается в Ворошиловграде новогодние елки устанавливались не только в центре города, как сейчас. Зеленые деревца были в Саду 1 Мая, на Красной площади, возле кинотеатров «Украина», «Буревестник», возле магазина «Спартак» и во многих других местах.
«Глав.елка» была, понятно, в центре, но не на Театральной площади, а в сквере па площади Героев Великой Отечественной войны. Здесь же был новогодний городок, где детвора радостно кружилась на каруселях, прижавшись к «лошадкам».
Ф.3. Новогодняя елка
ЛУГАНСК И ЛУГАНЧАНЕ
На фото Суховерхова – обычные и необычные луганчане. Мужчины и женщины, выгуливающие собак различных пород: овчарок, эрдельтерьеров, такс, боксеров… Заметьте: ротвейлеров и прочая у нас в 70-х годах не было! Зато попытайтесь теперь найти в Луганске щенка породы эрдель – не найдете, безнадежно!
Пульс жизни: вот школьники СШ №7 окапывают деревья, вот толпятся мужики возле пивнушки, вот идет посадка на поезд «Ворошиловград - Москва» (еще на старом ж/д вокзале)
На снимках – автомобили, ныне выглядящие как антиквариат, Петропавловская церковь… Красивая. И еще так мало прихожан… Совсем не так, как сейчас, правда?
Рассматривая снимки Суховерхова, заметьте: люди одеты проще, чем сейчас. Фото черно-белые и составить представление о цвете одежды нет возможности. У черно-белых фотографий свои преимущества: они четче и резче, документальнее, а кроме того, лучше сохраняются.
Благодаря этим фотоснимкам можно узнать, какие х/ф смотрели луганчане в 70-х годах прошлого века. Назовем некоторые из них: «Генералы песчаных карьеров», «Девушка с гитарой», «Мария Стюарт» «Тетка Чарлей»... Работали кинотеатры: «Комсомолец», «Буревестник», «Октябрь», «Украина».
ГОРОДСКИЕ СУМАСШЕДШИЕ
Не обошлось и без них. В коллекции Суховерхова есть фото Козюменского. На обороте В. Г. Суховерхов сделал запись: «Блаженный Козюменский, глухонемой от рождения, смирный по нраву, жил в Иванищевом Яру». Есть еще фотография его домишка и заброшенного двора. Возможно, сейчас там живут люди и даже не подозревают о давно умершем бывшем владельце. Тени прошлого... Вот еще один «призрак» – «еще одна примечательная личность города военных лет – блаженная Маня. Ее стихия – толкучка, базар. Попрошайничает. Любит говорить на полическис темы, ругала партийную верхушку. Популярность ее среди простого народа была выше всех Гаевых, Шевченко и прочая».
Вот так Маня попала в фотоисторию.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Проходят годы, меняется все стремительнее облик Луганск и не всегда положительно, согласитесь. Интересно глянуть на старые фотографии: а вот тут, оказывается, был гастроном, здесь – кинотеатр а вот тут...Продолжать можно долго.
Конечно, трудно представить идеальную картину жизни города только по фото. Это – взгляд субъективный. Но зато какой впечатляющий и незамутненный! Любопытно: придет ли сегодня кому-нибудь в голову фотографировать наш Луганск так же планомерно, как Суховерхов?!
Comments