capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Краснозвездные крылья Люфтваффе

Долгие годы эта тема была запретной даже для тех газет и журналов, которым чиновники от идеологии время от времени разрешали помещать на своих страницах статьи об изменниках Родины.

«Летчики Красной Авиации! Следуйте и вы примеру товарищей! Спасайте свою жизнь! Приземляйтесь на ваших самолетах за нашими передовыми линиями! Мы обещаем прекрасный прием и гарантируем, что с вами будут хорошо обращаться! Ждем вас!» В 1941-м немецкие призывы казались абсурдными. Летные части составляли элиту Красной Армии. Спецпайки с дефицитными продуктами, высокие оклады, всенародное обожание...

Тем не менее, добровольцы нашлись... Их угощали шнапсом, уважительно допрашивали и... отправляли в концлагеря. Большинство из них досидело там до 1943 года. Осенью 43-го полковник люфтваффе Холтерс предложил сформировать летную часть из русских добровольцев, готовых сражаться на стороне Германии. В октябре того же года в Сувалках был создан спецлагерь, где летчики, штурманы, радисты и механики проходили проверку на профпригодность. Признанные годными обучались на двухмесячных подготовительных курсах, после чего получали воинское звание, приносили присягу и переводились в состав группы Холтерса в Морицфельде (Восточная Пруссия).

А далее — приведение в порядок трофейных машин, тренировочные полеты и, наконец, боевые вылеты. Сперва «Иваны» воевали в составе немецких эскадрилий, но со временем «русские» экипажи стали получать и самостоятельные задания. Так, при ночной авиагруппе «Остланд» была создана 1-я Русская восточная эскадрилья, имевшая на вооружении несколько трофейных машин разных типов. Еще одна эскадрилья, состоявшая из девяти самолетов У-2, действовала против белорусских партизан. Удивительно, но летчики практически не перелетали на советскую сторону. Каждый из них понимал: былого положения на Родине им не достичь.

В люфтваффе служили и украинские летчики. Это были, как правило, либо эмигранты «первой волны», либо перешедшие к немцам пилоты Войска Польского. Согласитесь, фамилии Сишко, Киевский, Пьянчук, Олийнык говорят сами за себя. Кстати, Киевский и Олийнык дослужились до званий майора и должностей командиров эскадрилий.

Служили украинские летчики и в Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова. Известен случай, когда двадцать пилотов написали обращение к рейхсмаршалу Герингу, в котором просили его создать отдельную Украинскую эскадрилью. Безразличный к украинским прихотям Геринг ответил отказом...

Виктор Иванович Мальцев родился в 1895 году в городе Гусь-Хрустальный Ивановской области. В 1927 году Мальцев поступает в Ивановское летное училище. Затем — путь от командира звена до командующего ВВС Туркестанского военного округа.

В 1938-м полковник Мальцев был арестован по доносу. Виктор Иванович отверг все предъявленные ему обвинения и наверняка готовился получить пулю в тюремном подвале. Но тут летчику неожиданно улыбается счастье... Благодаря «бериевской амнистии» Мальцев выходит на свободу. Перед началом войны ему чудом удалось устроиться начальником санатория «Аэрофлота» в Ялте.

Начало войны застало Виктора Ивановича в Севастополе. Из осажденного города сумел вырваться лишь командный состав, а все прочие его защитники были брошены на произвол судьбы. 8 ноября 1942 года Мальцев явился в севастопольское отделение гестапо и заявил, что готов сотрудничать. В конце того же года он пишет книгу об ужасах большевистского террора, быстренько изданную германским министерством пропаганды и широко распространенную в лагерях для советских военнопленных. В начале 1943 года немцы назначают бывшего летчика бургомистром Ялты, а затем и мировым судьей по гражданским делам.

В 1944-м из находившихся в Крыму военнопленных летчиков Мальцев начинает формирование Восточной эскадрильи. Немцам идея понравилась, и они стали использовать новое пополнение при перегоне самолетов с заводов в боевые части люфтваффе.

После возникновения Комитета освобождения народов России (КОНР), призванного объединить все вооруженные силы, сформированные из бывших советских граждан, Мальцев направляет письмо лидеру КОНР генералу Власову с просьбой принять его. «Геринг предложил мне принять Мальцева в свое подчинение», — вспоминал позднее Власов. Приказом шефа Люфтваффе Мальцеву поручалось сформировать военно-воздушные силы вооруженных сил КОНР — Русской освободительной армии (РОА). Планировалось, что ВВС РОА будут состоять из истребительной и разведывательно-штурмовой эскадрилий, эскадрильи связи, зенитного полка и парашютно-десантного батальона. В конце 1944-гоМальцев получает от Власова погоны генерал-майора РОА.

Уже через месяц после подписания приказа о создании летных частей РОА первая истребительная эскадрилья получила шестнадцать самолетов «Мессершмит 109-Г-10». А на инспекционной проверке генерала Ашенбреннера в Карлсбаде она продемонстрировала высочайшую боеготовность, и командир эскадрильи Быков удостоился личной благодарности Власова. Такую же оценку получили и действия второй эскадрильи легких бомбардировщиков «Ю-88» под командованием капитана Антилевского. Любопытно, что, по данным зарубежной печати, Быков и Антилевский были Героями Советского Союза, а следовательно, имели полное право носить свои Золотые Звезды и на службе немецких вооруженных сил. Ведь, по мнению немцев, любая награда, полученная в армии другой страны, — лишь подтверждение доблести ее обладателя...

Увы, зенитную артиллерию для ВВС РОА немцы так и не выделили. В результате 2800 солдат и офицеров зенитного полка под командованием полковника Васильева стали частью власовской пехоты. Та же участь постигла и сформированный в основном из бывших полицейских парашютно-десантный батальон подполковника Козыря.

15 апреля 1945 года в Мариенбад, где находился штаб Мальцева, прибывает Власов. Виктор Иванович получил три дня на подготовку, после чего ВВС РОА согласно приказу должны были пешком совершить марш-бросок в Чехию — к месту дислокации основных сил РОА... 24 апреля колонна достигла города Нейерн, где Мальцев был вынужден начать переговоры о капитуляции с американским командованием. «Что привело вас к немцам?» — спросили у Мальцева. «Ненависть к СССР, к существующей системе», — ответил главком. В качестве условия сдачи в плен Мальцеву удалось вытребовать у американцев гарантии невыдачи всего личного состава ВВС РОА представителям СССР. Американцы пообещали, и в результате почти пять тысяч власовцев были переброшены в центры для военнопленных. Несостоявшийся генерал попал во французский Шербур, где тихо просидел до февраля 1946-го, когда его местонахождение стало известно сотрудникам Министерства государственной безопасности СССР.

На вопрос «Куда меня повезут?» советские офицеры ответили Мальцеву, что сначала в Париж, а затем на Родину. В тот же день он попытался покончить жизнь самоубийством, перерезав себе горло опасной бритвой, и лишь благодаря энергичным действиям американских врачей Мальцев был спасен... для советской виселицы...

Сергей Вейгман

Краснозвездные крылья Люфтваффе. Украинские летчики на службе у нацистской Германии [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://freereporter.com.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=915

Tags: История
Subscribe

  • (no subject)

    Урим и туммим - упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Б -га ( Чис. 27:21). Находились…

  • Интервью с Филаретом

  • (no subject)

    В Украинской православной церкви Киевского патриархата заявляют о репрессиях против участников собора, который состоялся 20 июня, и ряде «откровенно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments