capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Categories:

Луганский драматический театр

Для большинства людей 18 мая обычный день в календаре. Для некоторых это день их рождения. Но есть особая группа людей, которых называют "музейщики", и для них 18 мая профессиональный праздник – Международный день музеев. Считается, что самое ценное богатство музеев – это его сотрудники и коллекции. О сотрудниках можно говорить много и хорошо, а о коллекциях долго и с восторгом.

Музей истории и культуры Луганска хранит очень много интереснейших коллекций о личностях, о событиях, о жизни города Луганска.

В этом году исполняется 65 лет Луганскому русскому драматическому театру. Об истории и деятельности этого театра рассказывают архивные документы и материалы из коллекции Инны Николаевны Давыдовой.

Еще в 1991 году (год создания музея истории и культуры Луганска) сотрудники музея встретились в Киеве с И.Н.Давыдовой, известным театроведом, кандидатом филологических наук, автором книги «Театр шахтерского края». Книга эта повествует об истории русского драмтеатра нашего города (машинописный текст рукописи хранится в нашем музее).

В течение двух дней сотрудники записывали воспоминания Давыдовой, просматривали и отбирали множество материалов по истории Луганского драмтеатра. Теперь весь архив Давыдовой хранится в фондах музея.

Исследуя его по документам, рукописям, воспоминаниям, фотографиям программам спектаклей, газетным рецензиям и буклетам, год за годом воссоздается история театра.

Первая фотография из архива Давыдовой датируется 1939 годом. На ней запечатлена сцена из спектакля «Павел Греков». Этот спектакль был первым в репертуаре русского драмтеатра города Ворошиловграда.

А премьера его состоялась 26 октября 1939 года в ДК им. Ленина. Вэтом спектакле, кстати, сыграл отец Михаила Боярского – Сергей Боярский.

Труппу русского драмтеатра того периода составили выпускники ленинградского театрального училища и несколько актеров «Шахтерки Донбасса» (так назывался первый профессиональный театр Луганска, основанный в 1922 году). Сохранились программы к довоенным спектаклям (театральный сезон 1939-1940 гг.): «Любовь Яровая», «Без вины виноватые», «Коварство и любовь».

В этих спектаклях играли прекрасные актеры: В.Г. Шмукловский, А.А. Дамье, Г.А. Мирвольский, В.В. Малаховская, Л.В. Чеботарская.

Тяжелые военные годы... О выступлениях актеров перед бойцами Красной Армии, об эвакуации драмтеатра в г.Наманган (Узбекская ССР) и г.Акмолинск (Казахская ССР) вспоминает в своих мемуарах ведущий актер театра Яков Аренский (рукопись его воспоминаний хранится в фондах музея).Вот что пишет Аренский о трудном переезде театра Ворошиловграда в Акмолинск в 1942 году: «За Кондрашовкой нас ожидала неприятность (разбитый бомбежкой путь), который мы сами, под руководством военных, ликвидоровали и к вечеру двинулись дальше под перманентной бомбежкой на станциях». В эвакуации театр продолжает работать. Появляются новые спектакли. В их числе постановка пьесы «Русские люди» К.Симонова, в которой принимали участие актеры: В. Клопотов, Л. Чеботарская, Я. Аренский, Е. Гринчук.

В фондах музея хранятся программы спектаклей «Дама с камелиями», «Хозяйка гостиницы», отпечатанные в типографиях Дагестанской АССР, где театр выступал с длительными гастролями.

В 1943 году русский драмтеатр возвращается в Ворошиловград. Возвращение домой было радостным, несмотря на то, что работать актерам пришлось в сложных условиях: «Холод, почти без электрического освещения, неудобная сценическая площадка» (из воспоминаний актера Якова Аренского).

Послевоенный репертуар театра не мог не содержать спектаклей о войне. В театральный сезон 1946-1947 гг. родился новый спектакль «Молодая гвардия». В архиве Давыдовой нет фотографий его первой постановки.

Спустя 25 лет (т.е. в 1972 г.) спектакль был поставлен во второй раз. Роль У. Громовой сыграла Г. Тимошина, роль О. Кошевого – Е. Силаев, И. Земнухова – В. Музыка, Л. Шевцовой – С.Сиротюк.

В фондах музея бережно хранятся фотографии С.Сиротюк в роли Л.Шевцовой. Большой вклад в развитие русского драмтеатра внесли режиссеры Ветров и Тимошин.

Петр Исидорович Ветров стал главным режиссером русского драмтеатра в 1952 году. Его творческая биография хорошо представлена в дипломной работе студентки Киевского института театрального искусства им.Карпенко-Карого (хранится дипломная работа в музее).

П.И.Ветров – выпускник Ленинградского техникума сценических искусств, некоторое время работал в одном из ленинградских театров вместе с Аркадием Райкиным. Приехал в Ворошиловград еще до Великой Отечественной. Став главным режиссером русского драматического, Ветров осуществил постановку спектаклей «Порт Артур», «Интервенция», «Стрекоза» и многих-многих других.

1950-е... Множество фотографий, рецензий, программок с надписями поздравлений актерам с премьерами новых спектаклей. Вот, например, такое посвящение актрисе Л. Чеботарской (к роли Домны Егоровой в спектакле «Сердце не прощает») подписал Ветоов:

«Я характер показала,

Подтвердит то смех из зала.

И теперь полна я веры –

Мне найдутся кавалеры».

Или такое посвящение Я. Аренскому, заслуженному артисту УССР (к роли Акима Юсова в комедии «Доходное место») от режиссера Г. Назарковского: «Я.М.! Поздравляю с хорошей работой, которую пытались не признать. Но сделанного не спрячешь. Поздравляю!» В начале 60-х годов в репертуаре русского драматического появился новый удачный спектакль «Орфей спускается в ад» (по пьесе американского писателя Т. Уильямса) в оформлении известного художника Э. Годлевского. В музее истории и культуры г. Луганска хранится архив Годлевского, в том числе эскизы к костюмам и к декорациям для этого спектакля.

В 1970 г. произошло важное событие: театр получил новое здание, специально для него выстроенное по ул. Коцюбинского. Сохранилась фотография, на которой оно запечетлено.


Ф.1. Драмтеатр. 1973



Ф.1. Драмтеатр. 1986

А в 1968 г. в театр пришел новый главный режиссер В.Тимошин. Первой работой, которую он предложил к постановке, стал спектакль «Всем смертям назло». Эта постановка в 1968 г. осуществлена приглашенным режиссером К. Миленко, который вместе с писателем В.А. Титовым инсценировал повесть.

Спектакль «Всем смертям назло» стал визитной карточкой театра. Им открывались гастроли в Москве, Харькове, Черновцах, Черкассах...

В музее-квартире Владислава Титова (Луганск, кв. Гаевого, 18/62) хранятся афиши спектаклей «Всем смертям назло». Так, на одной из афиш есть обращение актера Виктора Хруничева (сыгравшего главного героя Сергея) к писателю: «Подвиг Титова, подвиг умного сердца невозможно оценить словами. Я постараюсь донести вашу идею до зрителя. Спасибо, Владислав Андреевич!»

Во второй раз спектакль «Всем смертям назло» был поставлен в русском драматическом в 1975 г., в третий раз – совсем недавно (премьера состоялась в декабре 2003 г,).

В. Тимошин был главным режиссером русского драмтеатра более 20 лет. Среди спектаклей этого периода особо хочется выделить следующее. Во-первых, спектакль «Гибель поэта» по пьесе В.Соловьева. В главной роли А.Пушкина выступил В.Музыка, лауреат премии им. «Молодой гвардии», заслуженный артист Украины. В архиве И.Н. Давыдовой сохранилась фотография актера в образе поэта.



Ф.2. Заслуженный артист Украины В. Музыка в роли Пушкина

Во-вторых, это спектакль «Сталевары», поставленный творческим коллективом, возглавляемым народным артистом СССР Олегом Ефремовым (режиссером-постановщиком был Л. Монастырский, художником – народный художник РСФСР И. Сумбаташвили, композитором – Э. Колмановский).

Большим «плюсом» русского драмтеатра в период 70-80-х годов XX в. было то, что более половины труппы составляла молодежь. В конце 80-х осуществляется постановка спектаклей, которые ранее никак не могли появиться по идеологическим причинам. Для русского драмтеатра – это прежде всего спектакль «Собачье сердце». В 1986 г. Ворошиловградский русский драмтеатр был на гастролях в городе-побратиме Пернике (Болгария) со спектаклями «Егор Булычов и другие» по М.Горькому и «Любовь и голуби» по К. Гуркину (известен нам по одноименному художественному фильму). Этим периодом заканчивается коллекция до­кументов И.Н. Давыдовой. Но история русского драмтеатра продолжается.

С 1 февраля 1990 г. Луганский областной русский драматический работает как самстоятельный театр (он до 1999 г. соседствует в одном здании с украинским музыкально-драматическим театром). В 1999 г. украинскому театру предоставили другое здание (бывший ДК строителей). Основой Луганского областного драмтеатра по-прежнему являются мастера сцены, мэтры: народный артист Украины П. Кленов, заслуженные артисты Украины В. Музыка, С. Сиротюк, Л. Юрченко, С.Солодов. В настоящее время в репертуаре театра 25 спектаклей.

В заключение хочется пожелать актерам театра новых спектаклей, новых ролей, а музею истории и культуры г. Луганска – новых интересных экспонатов.


Маркевич А. О чем поведала пожелтевшая программка.../ А. Маркевич // Жизнь Луганска. - 2004. - №21. - С.7
Tags: Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments