При реставрационных работах в одном из раритетных английских танков были найдены пуля, патрон и пуговица с эмблемой английских танковых войск.
(Далее фото dymov )
На прошлой неделе городские власти пригласили журналистов на предприятие «Лугансктепловоз» убедиться, что с английскими танками Mark V, вокруг попыток увести которые на реставрацию еще недавно кипели нешуточные страсти, все в порядке, реставрационные работы кипят, горсовет об историческом наследии Луганска заботится. Но вот незадача, прессе показали только один из двух танков.
Начальник конструкторского отдела ЦКБ Виктор Герасимов поведал представителям СМИ о том, что все началось три года назад, когда областная администрация обратилась к предприятию «Лугансктепловоз» с просьбой провести реставрационные работы раритетных луганских танков. Тогда заводские специалисты осмотрели экспонаты непосредственно на месте, обследовали и сфотографировали. Но фотографии боевых машин не в фотоальбом свой поставили, а отослали вместе с письмом в английский музей бронетехники с просьбой оказать посильную помощь в виде рекомендаций и обмена опытом. На что получили ответ: «С танками MK V нам работать не приходилось, но имеется опыт реставрационных работ с MK IV. Судя по присланным вами фотографиям, сталкивались с похожими проблемами. Выбранное вами направление подтверждаем, действительно, в сложившейся ситуации лучше всего проводить замену деформированных листов брони углеродистой сталью. Надеемся на успех ваших реставрационных работ!»
—Мы нуждались в этом совете, — сообщил Герасимов, — так как, несмотря на сорокалетний опыт по сварке тонкостенной брони (до
Впрочем, это было три года назад. А вот уже в 2009-ом, когда в «Лугансктепловоз» обратились представители городской власти, ремонт танков сдвинулся с мертвой точки.
— Реставрационные работы мы начали с того, что обследовали машину, взяли образцы и посмотрели их химический состав в лаборатории. Затем попробовали их сварить с углеродистой сталью и получили положительный результат, — поделился успехом начальник конструкторского отдела.
Один из журналистов поинтересовался судьбой второго танка. В ответ Герасимов заверил, что он находится на дочернем предприятии «Машиностроитель», где его очищают на пескоструе от краски. Оказывается, именно в нем и были обнаружены такие находки, как разрывная пуля калибра 7,75, гильза с пистоном и порохом и пуговица с эмблемой английских танковых войск, которые вскоре перейдут во владение луганского краеведческого музея.
Затем начальник конструкторского отдела ЦКБ разрешил самым любознательным (а таковыми, наверное, из-за специфики работы, оказались практически все гости) залезть внутрь танка и убедиться в том, что, не считая двигателя и вооружения, вся трансмиссия осталась в целости и сохранности. А все разрушенное временем рабочие собираются воссоздать в качестве муляжа.
Стоит заметить, что ни Виктор Герасимов, ни «господин Пилавов», как назвал заместителя луганского городского головы начальник конструкторского отдела, не сумели назвать конкретные сроки окончания реставрационных работ и не захотели раскрыть журналистам финансовую сторону вопроса.
Герасимов ссылался на какой-то сайт в Internete, а Пилавов убеждал всех, что пока что потрачены лишь «копейки на перевозку, сумма столь незначительная, что о ней даже и говорить не стоит»:
— Для того, чтобы комиссионно обследовать эти танки, нужно обратиться в Министерство. Только их эксперт совместно с нашими специалистами сможет определить окончательную сумму, в которую обойдется реставрация.
Но даже сейчас без эксперта заместитель Кравченко согласен с тем, что объемы работ оказались значительнее, чем планировала городская власть, и поэтому придется искать дополнительное финансирование.
Кстати, Манолис Пилавов категорически отрицает всяческие «поползновения» на боевые машины, заявляя, что последние три года никто, включая англичан, как о том писал ряд луганских газет, купить их не хотел. Кроме того, он заявил, что все происходящее сейчас с танками – это идея городской власти.
Вместе с тем, странно как-то получается, если все так замечательно, то к чему бы Пилавову еще в марте пытаться забрать танки со своего места без необходимых документов и согласования таких действий с нужными инстанциями? И когда же танки вернутся на свое место? Ведь, судя по словам Герасимова и его «господина», ко Дню города луганчанам вряд ли удастся их увидеть. Тогда к чему эта спешка, являющаяся лишь помехой в реставрационных работах, которые, к тому же, «Лугансктепловоз» осуществляет впервые? И, в конце концов, почему нам не показали второй танк, представляющий собой не меньшую ценность?
Об этих раритетных экспонатах сейчас много судачат. Одни говорят, мол, второго танка в Луганске уже нет, а на ДП «Машиностроитель» сделали макет боевой машины, так как сам танк «сплавили» за границу. Другие вообще не понимают, с чего все эти разговоры, не все ли равно, что будет с этим металлоломом. В общем, как всегда, много мнений и вопросов. Когда все станет ясно и очевидно, никто не знает. В любом случае «СР» обещает следить за ходом событий и сразу же поделиться новой информацией со своими читателями.
Татьяна Руднева
http://freereporter.com.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=929