capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

«Носферату» - первому фильму ужасов 90 лет


Макленбургские земли первой половины ХІХ века. Патлатый и в целом вечно довольный клерк из немецкого Висборга Томас Хаттер имеет жену-красавицу, приятный домик, но неприятного работодателя Кнока. Последний посылает Хаттера в дебри Восточной Европы, куда-то в непонятные места Трансильвании. Там в мрачном замке обитает некий граф Орлок, который вдруг решил обжиться недвижимостью в Висборге. Правда, местные жители называют Орлока другим именем – Носферату, впрочем, пока еще наивного Хаттера все эти восточно-православные поверия не беспокоят.

А зря. Очень-очень зря.

Вот она, эра кинематографа. Перед нами один из основополагающих фильмов жанра ужасов вообще и первый среди вампирского цикла. Повторюсь, первый. Все остальное, в том числе такие заметные работы, как «Дракула» Копполы и «Интервью с вампиром» Джордана вышли из шинели Мурнау. Вообще, наибольшая сложность - дать оценку этому фильму. Перед нами не «Аватар» в 3-D, а немое черно-белое кино, в котором даже не всегда понятно, когда действие происходит днем, а когда ночью. А потому оценивать подобные фильмы  так же сложно, как сравнивать, скажем, полководческие таланты Александра Македонского и Георгия Жукова. Но ближе к делу.

В мире только-только отгремела Первая мировая война, перестала существовать Российская Империя, значительно кастрировали и саму Германию, в которой зарождается голодная инфляционная Веймарская Республика. Молодой летчик Фридрих Мурнау вернулся из плена и тут же заболел синематографом. А еще Мурнау был давним поклонником небезызвестного романа Абрахама Брэма Стокера. Англичанин, к слову, умер перед самой войной, но уже в те далекие времена такое понятие, как авторское право, было, ой, как в силе. Мурнау до последнего надеялся получить права на экранизацию «Дракулы», но вдова Стокера была категорически против уступать их какому-то безымянному немчуре, который недавно вернулся в Берлин из плена.
А потому Фридрих пошел ленинским путем (вождь мирового пролетариата, к слову, был тогда еще жив не только в сердцах коммунистов) – переименовал основных персонажей, изменил место и время действия, косметически переделал сюжет и… пожалуйста - новый фильм ужасов от разгромленной кайзеровской Германии «Носферату, симфония ужасов»! Съемки фильма закончились еще в 1921 году, а в немецкий прокат работа Мурнау попала в 1922 . Однако сразу же начались английские психи и угрозы относительно авторского права… и фильм был уничтожен полностью! Но это тот случай, когда кинопираты спасли нам, действительно, достойный фильм. За 1922 год по Австрии, Швейцарии, Франции и Швеции разошлись копии «Носферату», а потому его удалось практически полностью восстановить. И вот уже потомки потомков могут смотреть на Макса Шрека – Орлока в его первозданном и совершенно незагримированном виде.

Кстати, у нас любят подчеркивать, что работа Мурнау является третьей экранизацией «Дракулы», но я позволю не согласиться. Начнем с первой, о которой известно только, что она была снята в России в 1920 году и совершенно не сохранилась. О ней нет никаких данных, ни одного кадра, ни истории создания, вообще, ничего. Для людей, которые хоть издалека увлекаются историей, может возникнуть вопрос – как в РСФСР, которая только что выкарабкалась из мировой и гражданской войны, и в которой разразился чудовищный голод, возможно было снимать фильм по заведомо «буржуазной тематике»? Если вас интересует мое мнение, то скажу так – никакой «Дракула» в России в 1920 году не снимался, это полная чушь и фикция.

Второй фильм был снят в Венгрии в 1921 году и назывался «Смерть Дракулы», от которого, кроме нескольких кадров, тоже ничего не осталось. Впрочем, в этом случае мы можем не сомневаться, что в послевоенной (и тоже проигравшей войну) Венгрии фильм хотя бы снимали. Другое дело, что не совсем понятно, насколько венгерский «Дракула» приближен к роману Брэма Стокера. Хочу напомнить, что Дракула является историческим персонажем, и Стокер, придумав оригинальную интерпретацию его похождения, все же не может претендовать на авторство в названии самого трансильванского графа. И самое главное - Мурнау то как раз снял«Носферату» тоже в 1921 году, а потому по всем показателям именно немец впервые экранизировал Стокера.

Напоследок пару зарисовок о самом фильме. «Носферату» интересен не только исключительно своей эстетской раритетностью. Художественная составляющая в нем по-прежнему достаточно высока. В фильме прекрасно передана готическая атмосфера, только не английского, а немецкого образца. Еще одним достоинством картины является ее музыкальное сопровождение, без которого фильм бы просто не получился. Наконец, главная изюминка «Носферату» - это, конечно же, Макс Шрек, сыгравший графа Орлока. Даже люди, никогда не смотревшие фильм Мурнау и вообще не интересующиеся фильмами ужасов, хотя бы раз в жизни в какой-то из кинохроник видели худощавого, узкобедрого и совсем не мигающего Макса Шрека.

В общем, друзья, с уважением относимся к истории (в том числе и истории становления жанра хоррор) и все у нас получится в будущем. «Пока народ безграмотен, важнейшим из искусств для нас является кино и цирк».

Tags: Румыния, кинематограф, кино, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments