capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Золушка, которая хотела странного

... Рисовать можно было только по воскресеньям, и то только если вся работа сделана. Холсты, кисти и краски она делала сама: кисти из щетины и шерсти, краски – из трав и цветов. За право писать картины ей пришлось бороться всю жизнь и со всем миром.

В забытой богом деревне все (и ее семья) считали рисование – бездельем, заморочками. Советская власть требовала от нее прославления колхозного строя. А она писала – цветы...

Ей позволили рисовать каждый день, только когда она решила покончить с жизнью. Отношение же к ее «малеванью» изменилось только тогда, когда за ее работами стали гоняться столичные искусствоведы и галереи, а увидевший их Пабло Пикассо сказал «Если бы у нас была такая художница – о ней говорил бы весь мир». Добавляло ей тяжести то, что не было близкой души – деревенские нравы были тяжелы и грубы, и женская доля там рисовалась совсем не в разговорах и написании картин.

Вот такая вот Золушка в родном доме, только Золушка мечтала о понятном, женском счастье: красивое платье, балы и принц – а Катерина Билокур о Странном: писать картины. Этого никто в деревне не понимал, и в общем они были не так уж виноваты – из забитого крестьянского быта они шагнули в жестокий железный век советской власти с ее голодоморами, прописками, продразверсткой, потом война... Какие тут картины, какое искусство – просто выжить, и то удалось далеко не всем.

А душа – просила искусства, рука тянулась к кисти, и цветы просили: напиши нас! Она рисовала на стенах, на самотканых холстах, если очень повезет – на бумаге.

Все было против нее. А что помогало? Прекрасная природа Украины? Народные песни и вышивки? Потусторонние силы, с которыми она контактировала душой? Неубиваемый талант?

...Родилась Катерина Билокур в селе Богдановка Полтавской губернии (теперь Киевская область), в крайне бедной семье, детство и юность прошли в тяжком физическом труде, в голоде и нужде... времена – одно тяжелее другого. Родители и односельчане, заскорузлые в нищете и темноте, считали рисование блажью. Способная девочка сама научилась читать, но именно поэтому в семье было принято решение не продолжать ее образование, да и слишком много работы нужно было ежедневно переделывать по дому, в поле, в огороде. Отсутствие же элементарного школьного образования в будущем воспрепятствовало поступлению талантливой художницы уже в художественные специальные учебные заведения в Миргороде и Киеве. Всю жизнь Катерина училась сама и осваивала художественные навыки сама, с некоторой помощью сельского учителя, а также иконописца из соседнего села. Тем поразительнее ее талант и тем удивительнее красота и мастерство работ художницы.

Катя рано начала рисовать – сначала угольками, тайком от неодобрения родственников, на кусочках полотна (иногда взятого без спросу в сундуке дома). Потом – на кусочках картона и бумаги. Работала по ночам и поздно вечером, в конце тяжелого дня, полного домашних и хозяйственных хлопот. Впоследствии художница сама ткала полотно и делала кисточки из кошачьих волосков для своих картин, а иногда и сама делала краски из ягод, коры и других природных материалов.

Известность пришла к художнице интересным образом. Рассказывают, что однажды в гостях Катя услышала песню «Чи я в лузі не калина була?» в исполнении Оксаны Петрусенко и, потрясенная впечатлением, решила отправить певице письмо, вложив в конверт маленький рисунок с изображением калины на кусочке полотна. Певица была удивлена рисунком, и рассказала о талантливой девушке в Центре народного творчества. В результате руководитель художественно-методического совета областного Дома народного творчества приехал в Богдановку и увез несколько работ Билокур, чтоб показать художникам в Киеве.

Работами заинтересовался Павло Тычина. Творчество Катерины вызвало огромный интерес, о художнице узнали, начались поездки и выставки – например, персональная выставка в Полтаве в 1941 г. К сожалению, многие работы, представленные на этой выставке, погибли во время войны в пожаре. После войны художница продолжала работать, и в 1954 г. три ее картины («Царь-колос», «Березка» и «Колгоспне поле») попали на международную выставку в Париже. Именно тогда Пабло Пикассо, пораженный талантом Билокур, сказал: «Если бы у нас был художник такого уровня, мы заставили бы весь мир говорить о ней».

Искусствоведы спорят – относится ли творчество Екатерины Билокур к народному творчеству или к профессиональной живописи. Но все исследователи сходятся в том, что ее работы полны высокого философского смысла, глубокого осмысления жизни. Ее картины осияны ее необычайным чувством цвета, оживлены ее тончайшим мастерством и воспринимаются как величальный гимн природе и человеку.

Перед тем, как начать работу, художница долго обдумывала замысел, изучала натуру и тончайшие нюансы освещения. Она не делала набросков, а писала картины на одном дыхании. Последние, завершающие штрихи она делала тончайшей кистью буквально из нескольких волосков. Детали тщательно и достоверно выписаны, живописный слой прозрачный, картины будто светятся. Цветочные образы предстают перед нами во всей сочной красе, наполненные земной природной силы роста и созревания, они существуют в гармоничном единстве трепетного царства Природы во всем его совершенстве.

В 50-е годы Катерине стало легче жить: ее признали, работы выставлялись в музеях и на экспозициях, и даже вот Пикассо был ими восхищен... Ей уже можно было писать картины и читать книги! Но здоровье ее ухудшилось, после войны она мало выходила из дому. В деревне лечиться было негде, а ездить в город она не имела возможности: надо было «доглядаты» старуху-мать. В 1961 году художницы не стало.

Великая слава пришла посмертно – ее именем назвали улицу в Киеве, ей поставили три памятника, выходят альбомы ее картин. О ней ставят фильмы и пишут балеты. В Государственном музее искусств Украины в Киеве есть большой зал Екатерины Билокур. Изданы отдельной книгой даже ее письма – и в этих письмах открылся огромный писательский талант... Какая жестокая и насмешливая штука эта жизнь.

Катерина никогда не срывала цветы – она хотела писать их живыми, не срезанными. Подумайте об этом, рассматривая ее картины – это портреты живых цветов. Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-4355/

Tags: Люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments