capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Патріарх поїхав. Візит носив політичний характер. "Хелло, Раша!". Огляд публікацій

Візит Патріарха Російської православної церкви КИРИЛА, який широко пропагувався як пастирський, важко таким назвати. Про це йдеться у переданій УНІАН заяві Народного руху України.


"Усі віруючі в Україні сподівалися, що його приїзд сприятиме підвищенню взаєморозуміння між конфесіями українського православ'я та подоланню розколу серед православних церков. Натомість, тон заяв, які лунали з вуст московського гостя, більше походив не на пастирське слово, а на патерналістські політичні повчання "московського великодержавника"", – вважають автори заяви.

Зокрема, на їх переконання, "під проповідями про духовну "тисячолітню" єдність і словами "Київ – наша південна столиця руського православ'я" проглядалося дуже конкретне бажання переписати нашу історію, внести сум'яття у середовище українських православних і накинути на себе рясу "об'єднувача".

Народний Рух України переконаний, що "відновлення Українською Православною Церквою Київського Патріархату свого історичного самодостатнього статусу є справою часу і доброї волі українських православних християн, які мають нагадати російському духовенству, що "у чужий монастир не варто ходити із своїм уставом". "Прикро, що в Україні деякі політичні сили потурають таким духівникам. Про це свідчать, зокрема, заяви лідера Партії регіонів", – зауважують в НРУ.

Про роль і місце Партії регіонів у візиті Кирила дуже влучно написав "Обком". "Пожалуй, так ретиво, как за Патриархом Кириллом, лидер оппозиции Виктор Янукович не бегал еще ни за кем...

Раньше гипертрофированная набожность "теневого премьера" не вызывала у людей, наблюдавших за печальным амбалом с неизменной свечкой в руках, ничего, кроме насмешек, но сейчас, по приезду Патриарха, начинает возникать смутная тревога за душевное состояние Виктора Федоровича. Вот уже пятый день лидер оппозиции навязчиво преследует Кирилла по всей стране, словно отец Федор – инженера Брунса в "Двенадцати стульях", и в глазах его плещется какая-то вовсе уж неземная благодать...

Стоит заметить, что первые двое суток Янукович таскался за Патриархом с очень несчастным видом – владыко был постоянно занят и не мог уделить своему поклоннику должного внимания. Виктор Федорович, при одном имени которого донецкие и луганские батюшки вытягиваются во фрунт и ходят строем, к такому отношению явно не привык и сильно переживал, борясь с соблазном привлечь к себе внимание московского пастыря более радикальным способом, чем тупое размахивание свечкой. Но после торжественного приема в честь Патриарха в гостинице "Киев" (куда, кстати, почему-то впустили известного греховодника и прелюбодея Петра Симоненко) все явно наладилось, и на лице Лидера засияла широкая довольная улыбка. На следующий день Янукович уже встречал верховного пастыря в собственной епархии.

Лик Лидера сиял, как начищенная президентская булава...

Тысячи фотографий, на которых Виктор Федорович фигурирует в разных позах вблизи Патриарха, станут достойным украшением следующей книги Проффесора "И еще 5 лет в оппозиции". И, само собой, эти снимки станут изюминкой предвыборных бигбордов и рекламных роликов самого православного кандидата". В общем, неизвестно, какой толк Патриарху вышел от Януковича (думается, эта "тень отца Гамлета" еще долго будет являться владыке в кошмарных сновидениях), но сам Янукович, конечно, попользовал Кирилла по полной программе, даже местами с перевыполнением плана.

Дійшло до того, що на сайті ПР, як підмітив все той же "Обком", назвали "Партіархом"..

***

Заявление патриарха Московского Кирилла о том, что сталинизм нельзя приравнивать к фашизму, сделанное им в ходе визита в Киев, вызвало волну протеста как в Украине, так и в России. Напомним, что 28 июля патриарх Кирилл в интервью украинскому телеканалу "Интер" заявил следующее: "Не оправдывая, а осуждая репрессивные режимы, мы должны все-таки при всем этом делать различия между репрессивным и человеконенавистническим режимами. Вот для меня нацизм – это режим человеконенавистничества, сталинизм – это репрессивный режим". "Следуя логике предстоятеля Русской Православной Церкви, есть большая разница в деле истребления людей по национальному и социальному признакам. И истребление евреев нацистской Германией преступнее, чем истребление крестьянства и интеллигенции как классов в сталинской России", – пише російський сайт NEWSru.com..

Следуя логике предстоятеля Русской Православной Церкви, есть большая разница в деле истребления людей по национальному и социальному признакам. И истребление евреев нацистской Германией преступнее, чем истребление крестьянства и интеллигенции как классов в сталинской России.

Украинская народная партия (УНП) уже обратилась в Генпрокуратуру Украины и в Службу безопасности с требованием проверить это высказывание патриарха РПЦ на предмет соответствия законодательству Украины. Как сказано в сообщении УНП, которое передает "Росбалт", партия выражает возмущение в связи с заявлениями патриарха Кирилла, которые содержат пренебрежение к человеческой жизни и фактическое оправдание сталинского режима. "Это высказывание значит, что для патриарха РПЦ Кирилла сталинизм не действовал так же жестоко, как нацизм, не ставил за цель уничтожения людей", – сказано в заявлении.

УНП указало главе РПЦ, что "он оправдывает человеконенавистнический режим, который депортировал 14 народностей СССР полностью и еще 48 – частично; режим, который лишь в Украине за два года, – 1932-1933 – выморил голодом почти 10 миллионов людей". Это режим, подчеркивается в заявлении, "при котором репрессированы по социальному признаку целые социальные слои – священники, "кулаки", дворяне; режим, за которого за опоздание на работу и за горсть колосков из колхозного поля предусматривалась криминальная ответственность".

В России заявление патриарха также не осталось незамеченным.

Как пишет "Общая газета.ру", в Русской Православной Церкви сегодня нет единства по вопросу об отношении к Сталину и Гитлеру как к одинаково преступным политическим деятелям 20-го века. Вспомнить, хотя бы, заявление главы отдела внешних церковных связей РПЦ архиепископа Волоколамского Иллариона. Он впервые в современной истории церкви дал Сталину уничтожающую характеристику, заявив, что "Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую античеловеческую систему управления, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером... нет никакой существенной разницы между... ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти".

О том, что слова патриарха Кирилла идут вразрез с христианской добродетелью, считает и Валерия Новодворская.

"Для любого христианина недопустимо дозировать добро-зло, делить зло на домашнее красное лучшее и на чужое черное худшее. Это полное кощунство", – уверена Новодворская, отмечая, что "не может христианин проповедовать, что злодейство допустимо и ему есть какое-то оправдание".

По ее словам, речь Святейшего патриарха Московского в Киеве вновь подняла вопрос "о моральном уровне РПЦ, которая не только нетерпима к иным конфессиям, которая отнимает на всех континентах собственность у других церквей, но еще и пытается реабилитировать сталинизм и пытается ввести новую юридическую категорию – "как бы преступление"".

***

Речник Української Православної Церкви Київського Патріархату єпископ Васильківський ЄВСТРАТІЙ (Зоря) – про свої враження від виступів Патріарха Московського Кирила під час перших 4 днів його візиту в Україну.

- Перші враження від візиту Патріарха Кирила є доволі різними. З одного боку, можна було почути в словах Патріарха Кирила дуже гарні і правильні речі: щодо необхідності жити не заради споживацтва, про духовне коріння нинішньої економічної кризи тощо. А з іншого боку, ми побачили, що головний акцент у позиції Патріарха Кирила ставиться на понятті "наш": Київ – це наш Єрусалим, наш Константинополь, наша південна столиця руського православ'я. Особливо цікавим є останній термін, оскільки в Росії, зазвичай, північною столицею називають Санкт-Петербург. Таким чином, Київ зводиться до певної рівності із Санкт-Петербургом, ніби це є не столиця незалежної суверенної держави, а один із російських центрів.

Яскравим прикладом є також слова Патріарха Кирила про те, що 20 років незалежності не можуть перекреслити 1000 років духовної єдності. Але слід говорити аргументовано, бо 700 років Київська митрополія була у складі Константинопольського Патріархату і тільки 300 – у складі Московського. Звідки береться це поняття тисячолітньої єдності, коли в часи хрещення Русі не тільки не існувало Москви і Московської держави, навіть Володимиро-Суздальського князівства не існувало, де ця Москва з часом з'явилася?

Дуже неприємно було спостерігати ставлення Патріарха Кирила до Президента України. Можна не поділяти його поглядів, але Президент України – це не просто приватна особа чи політик. Це є символ держави, це є Глава держави. І під час офіційних заходів говорити з Президентом таким тоном, яким дозволяв собі говорити Патріарх Кирил, він би не дозволив собі говорити ні з Президентом Медвєдєвим, ні з прем'єром Путіним. З останніми він би навіть на неофіційних заходах не дозволив би собі так говорити. Коли Віктор Ющенко сказав, що Україна потребує єдиної помісної Православної Церкви, Патріарх його як школяра почав відчитувати, кажучи, що ця помісна Церква вже є. Тільки він не сказав, що це помісна Російська Церква в Україні.

Але коли він говорить, що ідея автокефалії не є тією ідеєю, що може об'єднати українське суспільство, в мене виникає запитання: а невже ідея підпорядкування Української Церкви Москві є тією ідеєю, яка може об'єднати українське суспільство? Жодна суспільна ідея ніколи не буде мати абсолютної, стовідсоткової підтримки. Завжди будуть згідні і не згідні. Навіть ідею незалежності підтримали не 100 відсотків тих, хто прийшов на референдум. Ідею ж автокефальної, Помісної Церкви підтримує більшість православних, про що свідчать соцопитування".

***

В том, что в МП завелись свои "Ющенко" – сторонники того, чтобы быть не "филиалом" Москвы, а равной с ней поместной автокефальной церковью, может быть, и не знали бы посторонние, если бы не УПЦ Киевского патриархата. Там тщательно отслеживают малейшие признаки внутренних проблем у "московских", – пише журнал "Фокус".

Могу сослаться не только на собственное мнение, – говорит Фокусу глава Информационно-издательского управления УПЦ КП епископ Евстратий, – даже люди изнутри УПЦ МП говорят, что среди них много сторонников автокефалии. Правда, вслух это стараются не произносить".

Даже в кадровых перестановках в ведомстве митрополита Владимира бдительные представители Киевского патриархата видят верный знак: там становится всё больше иерархов, готовых уйти "прочь от Москвы". Вот, скажем, поменяли в УПЦ МП куратора строительства кафедрального собора в столице, эдакой стройки века. Её возглавил авторитетный митрополит черкасский Софроний, чуть ли не единственный открытый сторонник автокефалии в УПЦ Московского патриархата, смело говорящий: "Независимая держава – независимая церковь". Представить такое в УПЦ МП ещё пару лет назад было бы трудно.

По словам епископа Евстратия, это ответ Киева Русской церкви, которая недавно ввела в свой Синод, где раньше заседал один украинский митрополит – Владимир, митрополита донецкого Илариона. "Учитывая стремление Илариона стать следующим после Владимира митрополитом Киевским, это выглядит скандально", – отмечает епископ Киевского патриархата.

В УПЦ МП подтверждают информацию о растущих в их рядах "самостийныцьких" настроениях.

- Да, мы ведём дискуссии о будущем церкви, – сдержанно комментирует Фокусу ситуацию архимандрит Кирилл (УПЦ МП), – и это свидетельствует о том, что у нас есть свобода мнений. А мнения достаточно радикальные – пересмотреть статус церкви или в сторону уменьшения её прав, или в сторону увеличения, вплоть до постановки вопроса об автокефалии. Но пока мы идём по среднему пути.

Упомянутый уже "автокефалист" УПЦ МП митрополит Софроний вообще сравнивает "партии" внутри своей церкви с лебедем, раком и щукой. Известный украинский религиовед Виктор Еленский этому не удивляется: "В УПЦ МП действительно есть проукраинская партия. Это отражает ситуацию в обществе – значительная часть их прихожан уже не желает находиться под властью Московского патриархата".

Интрига теперь в том, чья партия внутри УПЦ МП окажется более влиятельной и победит. Пока, по данным Фокуса, совпадающим с информацией, полученной от архимандрита Кирилла, действительно побеждает "золотая середина", то есть противники резких движений как к Москве, так и от неё. Считается, что именно эту линию возглавляет лидер украинских православных Московского патриархата митрополит Владимир. "Ему удаётся сохранять баланс между всеми этими партиями", – говорит Еленский.

Саме тому, додам від себе, Москва відтепер достатньо прохолодно ставиться до Володимира і розмірковує над тим, як поставити під щільніший контроль УПЦ МП.

Хотя прекрасно видно, что многим в РПЦ было бы выгодно заменить Владимира, действующего в интересах УПЦ, на более лояльного Москве иерарха", – говорит епископ Евстратий и вспоминает по этому поводу пример собственного начальника – главы УПЦ КП Филарета, которого в 1992 году Москва убрала "из-за его нелояльности".

http://blogs.pravda.com.ua/authors/medvedev/4a798cf1e1b21/

Tags: РПЦ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments