capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

Шаманы Лапландии

На одном из озер, Сейдозере, раньше находился сейд. Как рассказывает финский этнограф Александр Кастрен, путешествовавший здесь в 1838 году, этот сейд принадлежал знаменитому нойде по имени Ломпсоло. На противоположном берегу спустя какое-то время поселился другой нойда. Если Ломпсоло посто­янно везло в рыбной ловле, то пришельцу удачи не было. И тогда, поняв, что Ломпсоло помогает сейд, он решил уничтожить его. В Лапландии сейд обнаружить нелегко, так как им может быть большой валун или нагромождение из нескольких камней. Но сейд, как и человек, нуждается в пище и заботе, а без этого теряет свои особые свойства (в том числе и способность летать по воздуху) и становится обычным камнем. Завистник принялся следить за Ломпсоло и, в конце концов, подсмотрел, как тот кормит свой сейд жиром и кровью и при этом просит у него удачи в рыбной ловле, Обыкновенному человеку уничтожить сейд практически невозможно, — ведь сейд, подняв ураган, может покарать противника или же просто перелетит в другое место. Так как противник Ломпсоло был «сильным» нойдой, то посредством волшбы ему удалось уничтожить сейд. В гневе Ломпсоло вызвал чародея на поединок. Чтобы врасплох застать противника, он принял облик оленя. Но более «сильный» нойда без труда разоблачил эту уловку. Он закричал ему еще издали: «Ты Ломпсоло!» — и, вынужденный признать себя побежденным, Ломпсоло навсегда покинул эти места.

Мы, конечно, понимаем, что Ломпсоло, чувствуя, что его колдовская сила уступает силе другого нойды, должен был бы обратиться за помощью к страшному Сайво-олмако,— покровителю чародеев, обитавшему на вершинах гор. Тем более, что неподалеку находилась такая гора. Ломпсоло нужно было выпить пригоршню воды из источника, находившегося у подножия горы, и тогда у него появилась бы сила, равная мощи Сайво-олмако, и, несомненно, он одолел бы противника.













Не всегда ураганы поднимались духами по условному знаку лапландских нойд. Над Сейдозером, на обрыве горы Куйвчорр (горы Куйвы), выделяется составленная из черных лишайников огромная фигура стоящего человека. Это след ушедшего в скалу мрачного повелителя ветров и снежных бурь Куйвы, или по-фински Хийси. Время от времени «Старец гор — с своею силой, Водяной, ужасный Хийси» сходит с Куйвчорра и обрушивает лавины и ураганы, неся вечный покой тем, кого непогода застигла в пути. И в последние минуты этой жизни засыпающий в снегу путник начинает все отчетливее слышать в ритмических завываниях метели «множество лапландских песен, мудрые творенья Хийси»

Шаманы Лапландии // Наука и религия. – 1991. – №8. – С.59.

Tags: Статьи, психоистория, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments