capricios (capricios) wrote,
capricios
capricios

"Чернокожая Венера"

источник

Сейчас это уже трудно себе представить, но в Америке на чернокожего как на зверя смотрели ещё дольше, вплоть до последней четверти 20-го столетия - что уж говорить о старушке-Европе наполеоновских времен, а именно тогда разворачивается действие громадной трехчасовой ленты французского режиссера Абдуллатифа Кешиша "Чернокожая Венера".

Кино, что называется, на грани переносимости, и выдержать три часа тяжелого, физиологически отвратительного зрелища человеческих страданий и впрямь непросто - зал ММКФ, поначалу заполненный под завязку, - народ висел чуть ли не на люстре - к середине опустел наполовину. Те же, кто выдержал, выходили в конце разбитыми и придавленными, но при этом с осознанием того, что "......Венера" Кешиша - не провокация и не эпатаж, а всего-лишь фильм-напоминание белому человеку, давно ли он сам перестал быть животным. Настоящее животное - не кривляющаяся в клетке на потеху белому господину черная женщина с огромными ягодицами и отвисшими половыми губами (стеатопигия и "готтентотский передник" - отличительные особенности койсанских женщин, бушменок и готтентоток), а белокожее существо во фраке или турнюрах, делающее живого человека рабом своих постыдных инстинктов.


Фильм основан на реальной истории - на самом деле, подобных историй была масса (ясно просматривается отсылка, например, к фильму Дэвида Линча "Человек-слон"), но в данном случае основой служит реальная биография южноафриканки Сары Баартман, рано потерявшей ребенка и брошенной мужем чернокожей служанки предприимчивого африканера, который вывозит её в Европу в надежде разбогатеть. Сара выступает в шоу уродов, наряду с дрессированными животными, а в конце "выступлений" (от неё требуется изображать дикарку, кусаться и демонстрировать свою диковинную анатомию) бесцеремонной публике позволяется её трогать, щупать, делать ей больно - собственно, 90% экранного времени составляет откровенно-натуралистическая, крупным планом, мучительно долгая и отвратительная демонстрация этих "выступлений". Сара (поразительная роль Яхимы Торрес, бушменки, встреченной Кешишем на улице - сам режиссер признавался, что профессиональной актрисы он на эту роль никогда бы не нашел) выдерживает этот ежедневный кошмар с внешним безразличием, притупляя эмоции алкоголем и кокаином, но иногда слезы наворачиваются на глаза - не тогда, когда её мучают белокожие обезьяны-зрители, и не тогда, когда её избивает очередной хозяин, а в основном когда ей напоминают об умершем ребенке...
Tags: история, кино, разлагающая буржуазия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments